Гербинский спринт


https://ontheroad.dmitriev.su/nashipoxody/gerbinskijjsprint/file?get=img10361_1.jpg
Ближе к концовочке. Вид не самый бодрый :)


Участники: LuisFigo[link1] и Сергей.
Время: 09-12.06.12
Маршрут: пос. Омсукчан – пос. Атка
Галерея похода[link2]

Предыстория.

Я давно заглядывался на Гербинскую (Омсукчанскую) трассу на картах. Хотелось туда. Ради перевалов. Высочайшего в области – Капрановского 1300 м, других вкусных...

Ключевым моментом стала реклама авиарейсов в Омсукчан. "Оп-па", – подумал я, теперь это приобретает реальные черты! Заброска в Омсукчан (иногда его и местность вообще называют "Сучки" с ударением на последний слог) на автотранспорте очень проблематична в плане велопоходов – 600 км за 12+ часов езды на быстрой шахид-маршрутке или еще больше на рейсовом автобусе, которые у нас нынче очень старые и усталые. И с впихиванием байков проблематично... И это сожрет целый день: после полусуток в авто ты не сможешь крутить – потребуется отдых. А авиазаброска обещала... Тем более, что тариф субсидирует администрация области, он всего лишь 3500 (еще 500 крутят дурацкие продавцы билетов). Всего полтора часа в полете!

Всегда есть и минусы. Вылет был на 9-ое число. Это требовало прибавить к трехдневным официальным выходным еще один. Из-за этого не смогла поехать VerWolf[link3]. Поехали вдвоем с Серегой.

А я сломал петуха за день до вылета. :) Очень вовремя. Там было бы намного хуже... Решение проблемы заняло время. В итоге снова не выспался перед выездом... Еще и футбол... :)

09.06.12 День первый
Вылет в 12-00, выезд на автовокзал, чтобы ехать в аэропорт, в 8-50.
Я сразу накосячил. Взял же газовую горелку на случай дождей и баллон к ней. А нельзя же. Контроль на вылете его приметил. Протоколы, административка... :) Баллон забрали, горелку покатали с собой просто так :)

Я никогда не летал на столь маленьких самолетах. В Ан-28 помещается всего 18 пассажиров. Но на рейсе было восемь паксов, два пилота, один как бы "консультант" пилотов, один техник.

Байки мы упаковали. Я в штатную коробку, а Серега – в самопал без снятия заднего колеса. Вышло так, что мой уместился в багажное отделение тика в тику, а Серегин туда не влез. Достаточно демократично его коробку затащили в салон и ненавязчиво предложили самому придерживать её во время рейса :)

Самолетик маленький, сидишь на земле на высоте микроавтобуса, но злой. Набирает высоту чуть не вертикально. С полосы стартует в сторону города, разворачивается над Уптаром и за это расстояние набирает 3000 метров высоты!

Летели над дорогой Сплавная-Стекольный сначала. Так классно смотреть сверху на те места, где катал! Я рассмотрел все интересные своротки, увидел расстояние до основного русла Хасына (и что его вообще там нет)...
Эта балалайка летит 350 км/ч. А ты там катил в 20 раз меньше. :)

Потом Стекольный, Хасын, Палатка, Карамкен, Кармкенский внизу. Везде там катали, видно дорожки-то те. Приятно. От Яблоневого самолет отвернул от трассы и пошел на Омсукчан напрямик. Посмотрел на Нух, на Гранд во льду, на дорожку к Арарату... Далее незнакомо.

Прилетели, собрали велики.

Аэропорт находится в 7 км от поселка, а официальный старт именно от поселка. Ну, и нельзя же просто не побывать там, имея случай. Поэтому едем сначала назад в Омсукчан. Дорога – ахтунг. При въезде унылость, разруха, пылящие грузовики... А потом въехали внутрь, там довольно прилично. Есть райончик сталинских еще двухэтажных домов в тени деревьев, теперь там всякие офисы. На центральной улице кипит жизнь. Гуляют люди, детки катаются на велики, свадебный кортеж...

Мне понравилось. Поселок живой.
Зашли в магазин и погнали обратно к цели.

Цель на этот день – Капрановский перевал и достижение моста р.Балыгычан.
График был таков:
1 день. аэропорт (15-00) – Омсукчан (15-50) – Капрановский пер – мост р.Балыгычан (22-00) = 101 км 
2 день. мост р.Балыгычан (10-00) – пер. Рио-Рита, Широкий, Жаркий – мост р.Буюнда (20-30) = 111 км 
3 день. мост р.Буюнда (11-00) – близ пер. Дедушкина Лысина (21-00) = 117 км
4 день. близ пер. Дедушкина Лысина (11-00) – пер. Дедушкина Лысина, Черное озеро, Болотный – Атка (15-30) = 54 км

Реально мы стали отставать от графика с самого начала и набрали отставания к концу первого дня около 2,5 часов. Потом постепенно сокращали и в итоге отстали всего на полчаса. С учетом того, что я по карте намерял примерно на 16 км меньше, чем оказалось, график определенно был хорош.

На первый день была самая вкусняшка – Капрановский перевал. Это самый грандиозный перевал в Магаданской области. 1300 высоты. Набор с отметки 400. Это по карте. Мы хотели это попробовать колесами.

И ожидания оправдались! Это действительно он. Как и всякий перевал, Капран включает в себя предварительные ласки затяжные тягуны и хардкор взлет. В данном случае было 31 км тягуна и.... и.... 9 км взлета!
Тягун был по отвратительной дороге, которая отожрала вагон сил. Хоть и плавный. А уж взлет... Конечно, мы несколько раз на нем останавливались и отдыхали. Но очень больших уклонов там нет. И жизни тоже нет. Снег, мох, редкая растительность...
Мы его сделали. Только ради этого стоило лететь туда.

Спуск тоже аццкий. Плохое покрытие, приходилось много тормозить. Иначе лететь бы выше 80 км/ч. Резких поворотов нет. Max speed у меня 68+.

Вкатились на равнину. Никто не убрался, и хорошо. Далее по плоскоте рулим до пос. В.Балыгычан. Подустали. Уже и полежать охота на перекуре. Наконец, добрались туда. Разрушенный поселок, где всё еще чуть-чуть живут. Несколько далее мост через реку Балыгычан, где мы встали на ночлег далеко заполночь.

Дистанция: 108 км, в педалях: 7-11:, середняк: 15,1

10.06.12 День второй
Тут требовалось одолеть сразу три гербинских перевала. И начали. Первый – Рио-Рита. От моста через Балыгычан его верхушка всего лишь в шести км. На свежачка далось очень легко. И покрытие мягкое было. Взлетели мигом. Потом было долгое движение по трассе. Там везде очень разная дорога. От плохой до совсем плохой. Добрались до реки Б.Купка. Большая! Больше Олы. С прижимов на нее смотреть – мммм....!!! Рядом встали на обед.

Серега тут приехал. Он плохо пожрал и упал спать на камни протоки. Я тут несколько испугался остаться без напарника на оставшееся. Но нет, ничего. Час отдыха помог, и Серега нормально поехал дальше.

И там еще было много без большого рельефа. То есть, рельеф там был. И приличный. И дорога – говно. И медведя согнали с пути. Но еще не перевалы. Они были в конце.

Широкий сначала. Очень шикарно смотрелся на подъезде! Гора поперек, наискосок дорога – взлет в перевал. Кажется, что под 45 градусов :) Сделали его на кураже. Несколько виражей, мы на вершине. Остался всего один перевал на сегодня.

Жаркий. Дааа..... Мы сначала не поняли. Сбоку где-то сильно вверху по боку сопки тянется дорожка. А мы пока идем вниз. Нам показалось, что это временная для ЛЭП. Неа. Это наша и была. На 180 градусов разворот и ВВЕРХ! Уклон – ппц. А еще перед этим нас обманули. По расчетам до верхушки должно было быть 2 км. Но на табличке было: "Перевал Жаркий. Подъем 5000 м". Нам аж поплохело от этого... Но поехали. Оказалось, табличка врет. Там всего 1800 м.

Вниз 4 км отвесного хардкора, который мы уже тормозили в сумерках. И еще 14 км до моста через Буюнду. Всё вниз. 25 в среднем без педалей. Дорога – АДЪ. Подниматься туда – было бы очень, очень тяжело.

Доехали, заночевали.
Дистанция: 116 км, в педалях: 7-05, середняк: 16,3

11.06.12 День третий
Тут предполагался расслабон. Ни одного перевала! И дорога стала существенно лучше. Но торчков там тоже хватало. Начали с борьбы с комарами (средства закончились вчера), продолжили конфликтом за дорогу с медведицей с медвежатами. И пошло. 54 км до обеда у моста через Гербу возле поворота на основную. Уже устали. Видели таки последний необходимый элемент: улетевший с дороги грузовик. Он, гад, нас пылью обдал, поделом. :)

Вышли на основную, дорога хреновая. Докатили до какого-то р.Веселая, встали на ночлег уже не столь поздно, в 22 часа.
Дистанция: 106 км, в педалях: 6-30, середняк: 16,1

12.06.12 День четвертый
Вчера прокатили несколько меньше запланированного, зато хорошо выспались. Оставалось еще 3 перевала.
В начале попался участок только политого и отгрейдерованного покрытия. Лепота! А Серега очень красиво покрылся капельками грязи за отсутствием крыльев :)

Дедушкина Лысина со стороны области – перевал несложный, больших уклонов нет, 4+ километра взлета. 40 минут подъема.
Оттуда длинный спуск по долине Хеты. Скатываемся быстро. А дорога – хуже некуда. На скорости, правда, намного легче, но руки, плечи, спина и зад постепенно приходят в непригодное состояние. Далее по плоскоте. Дорога просто убивает. Торчащие каменюги, рассыпанная щебенка и ямы по три штуки на каждый метр. В какой-то момент это сочетание выматывает настолько, что еле катишь 9 км/ч по плоскоте, но это не менее мучительно, чем на 15 км/ч, и не приносит никакого облегчения.

Покатили к перевалу Черное Озеро. Эмоций особых уже не вызывает, ставишь 1-1 и закатываешь наверх. На подъеме возле нас обоих останавливался джип, мужики спрашивали, не нужна ли нам помощь. Видимо, у нас был довольно жалкий вид :)
Там недалеко и до Болотного перевала. Тоже не особо сложный. И к финишу пробега радостнее.

Скатились на Атку, финиш. Окрошка и пиво!
Дистанция: 70 км, в педалях: 4-15, середняк: 16,3
Общий пробег 400 км ровно.

Байки отправили отдельно на фургоне, сами тоже по отдельности уехали в город на попутках.

Итоги.
Задуманное полностью удалось. Моя мечта пройти суровые гербинские перевалы осуществилась. И это радует :)

Капран – очень мощная штука. Широкий и Жаркий тоже сильно круче арманских. Рио-Рита – такой изящный серпантин, показался легким. Трассовские перевалы попроще, если бы еще так не убивало покрытие...

На гербинской трассе плохое качество дороги воспринимается как должное. Хотя от Балыгычана до основной оно получше, чем от Омсукчана до Балыгычана. Связано ли это с тем, что первый участок обслуживает ОЗРК, а второй – омсукчанская контора "Крат"? А на основной шайсе-штрассе дико бесит. Не советую катать по основной от Яблоневого до поворота на Омсукчан (дальше на двух колесах я не бывал) без особой необходимости. Удовольствия мало.

График движения был вполне себе спринтерским. Мы только катили с короткими передышками, ели и спали. Ничего более. Возможно ли прокатить быстрее? – Ну, теоретически к дневным пробегам еще километров 15-20 можно было бы прибавить, если снаряги брать совсем мало и отдыхать еще меньше...

На Балыгычане и на Купке есть люди, на Буркоте не заметили.

На гербинской половина водил сбрасывают скорость, чтобы не обдавать нас камнями и пылью. На основной, видимо, по причине приближения к городу, таких лишь единицы, хамство процветает.

Условия были отличные. 25-30 градусов, сильно уж жарко не было. Комаров мало, мошки и слепней нет. По основной катили с жопником. Курорт! :)

Серега себя отлично проявил. Он катает лишь второй сезон, и вполне успешно прошел этот непростой маршрут.

Из потерь: один прокол, У Сереги слегка погнулся багажник, наложили шины, сумочка нарульная моя изорвалась сильно. Ничего серьезного. Харрикейны было прям жалко, но они вывезли!

В чем романтика? – Всё ожидаемое на гербинской было. Перевалы, конечно. Медведей три раза встречали, лисы бегают. Улетевший грузовик тоже был. Но это как бы понятное дело... Я катил и искал ответ – что же я нахожу в этом особого?

На дороге почти везде есть колеи, т.е., сыпуха с них выброшена автомобильными колесами. Там крупные камешки, гребенка, ямки. А сбоку такой буртик из мелкой фракции щебня, почти из песка. Катить надо по самому краешку этого буртика, Там, где песочек уже прикрыл неровности. Чуть медленнее, чем по твердому, но не долбит. Катишь с шорохом, в не с грохотом. Но нельзя заезжать в центр буртика, там по сыпухе управление теряется. Вот так внимательно рулишь по этой тонкой линии жизни.
В этом я нашел особую романтику. Так вышло :)



Ссылки
[link1] /Users/LuisFigo

[link2] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/categories.php?cat_id=101

[link3] /Users/VerWolf