Мегапоход по Тенькинской трассе
Большое путешествие 26 июня — 02 июля 2007 года
Участники: камрады
JeBond[link1],
VsaTer[link2],
WengerX[link3]
Фотогалерея[link4].
25 июня
Подготовка
С утра у нас началась остервенелая закупка провианта. Накупили сала, макарон, тушенки, чая, кофе, сахара, сгущенки, какао, шоколада, орехов и т.п. После обеда начались собственно сборы — в гараже
WengerX[link3] мы все взвешивали и тарили по мешкам и рюкзакам, поминутно сверяясь со списками.
Около 16 часов подъехал камрад
JeBond[link1], который привез, кроме Iron STELS'а, гору запчастей и прочего матерьялу. Кое-что пошло в походный инструментарий, но бОльшую часть мы отбраковали. Из инструментов, кроме обычных шестигранников и насосов, мы взяли съемники каретки, шатунов, кассеты, рожковых ключей и головок, пассатижи. Из запчастей — пару осей для задних колес, две покрышки, запасные педали-топталки, кучу камер, тросы. Взяли, конечно, и масло для цепи, и баллон WD-40, и шприц с литолом. Пару метров стальной проволоки, изоленту, армированный скотч, тюбик суперклея... Инструментарий получился внушительного объема и веса, но зато он впоследствии давал нам спокойствие по дороге.
Занявшись STELS’ом, мы обнаружили факт кончины левого подшипника каретки (шарики просто выпадали из сепаратора) и камрад
JeBond[link1] помчался в еще работавший магазин "Спорт" за новыми. Пока он ездил, мы перебрали заднюю втулку и почистили и помыли все, до чего смогли дотянуться. Приехавший камрад не мог сдержать слез, наконец увидев кассету (долгих два года она пряталась от него под слоем грязи).
Установив подшипники и собрав каретку, мы констатировали готовность наших коней к укладке.
Ехать назавтра в Сусуман мы должны были на микроавтобусе Toyota HiAce, с мягко говоря не слишком большим багажным отсеком. Поэтому наших коней мы компактно уложили "бутербродом" — в середину STELS камрада
JeBond[link1], а по бокам от него расположились WHEELER и Бомбёр. Сняли передние колеса и рули с выносов, рули примотали к рамам, полностью опустили седла. Проложив нежные места байков картоном, плотно замотали веревками и эластичными стяжками от эспандеров. Получилось симпатично. Наши велорюкзаки неслабых габаритов, по замыслу, должны были занимать в автобусе отдельное, специально закупленное для них место.
На этом сборы и день закончились. Камрад
JeBond[link1] уехал домой, а мы с камрадом
VsaTer[link2] принялись пить пиво в предвкушении завтрашнего чудненького денька. Все было отлично продумано, подготовлено, упаковано. Настроение было поднятое — выше некуда!
26 июня
Заброска в Сусуман – Сборка байков у самолета Бен Ладена – Выезд – Первые впечатления – Первый прокол – Ночевка на р.Бабай
Комменты от
VsaTer[link2] :
Ну в общем утро началось с ожидания заказанного Хайса. У гаража комрада
WengerX[link3] уже наготове стояли велоштаны и упакованный в коробку бутерброд из байков. Автобус опоздал примерно на час. Под недовольные возгласы теток-пассажирок мы быстренько впихали весь багаж и двинули в сторону намеченной цели — Сусумана.
Дальше было не совсем интересно. Поездка длилась 12 часов под "великолепный" музон шансона с прерыванием от тряски. Погодка стояла, скажем хорошая — было жарко (градусник в салоне показывал 35 градусов), иногда пыльно от проносящихся фур (если вовремя не закрывалась форточка).
Около 22 часов мы прибыли в Сусуман к условной точке отправления — к самолету Бена Ладена. Сборка байков и шмота составила минут 30, после чего не спеша двинули в сторону трассы на Якутск. Первые два часа мы "вкатывались" и не могли нарадоваться, что наконец-то крутим педали. Благодаря белым ночам вокруг было светло и можно было вообще не останавливаться на ночлег. Где-то над сопками тускло светила луна. А слева вдоль трассы расположилась перерытая бульдозерами и драгами равнина с бесчисленными искусственными буграми, озерами, речками и болотами (во как ляпнул!).
Около 00:00 часов у меня начало спускать заднее колесо. Остановились на 20 минут для замены камеры и кормежки комаров.
Через 44 км мы доехали до поворота на Тенькинскую трассу. Еще через пару км доехали до ручья Бабай, на котором и расположились для кэмпинга. Оперативно собрав палатку и приготовив еду, мы сели за наш первый ужин, как полагается, с салом, водовкой и прочими вкусностями.
WengerX[link3]: из Магадана выехали в 10:20, по дороге останавливались на Атке в 13:30 на 40 минут поесть, на Ларюковой в 16:40 тоже на 40 минут, и в Ягодном с 19:10 простояли около получаса. Проехали без проколов. Выгрузка у самолета произошла в 21:25, а в 22:06 мы уже выехали из Сусумана своим ходом. С выездом торопились, ибо Сусуман на заходе солнца показался нам довольно недружелюбным местом.
По дороге на Якутск от Сусумана до самого пересечения с Тенькинской трассой воды набрать действительно негде, все размыто, кругом мутные стоячие лужи, а вместо речек текут грязные потоки. Фактически, р.Бабай был первым местом, где можно было набрать питьевой воды. Кроме того, на этом участке было приличное количество машин и, соответственно, пыли. А вот дорога была неплохая, без крутых спусков-подъемов, ехать по вечернему холодку было легко.
На р.Бабай прибыли около 02:00, отбились в 03:30. Впечатления от видов вдоль этих 45 км у нас остались неважнецкие. Однако, мы были весьма довольны тем, что по-быстрому проскочили этот участок и уж теперь насладимся видами Тенькинской трассы!
Проехали 46,78 км за 03:02 часа, средняя скорость 15,43 км/ч, всего 46,78 км
27 июня
Перевал Лошкалах – Купание в р. Аян-Юрях – Перевал Гаврюшка – Ночевка на р.Межевой
WengerX[link3]: несмотря на поздний отбой, проснулись мы в 09:30. Все-таки, непривычные условия дали о себе знать, и солнечные лучи к этому времени нагрели тент палаки и в ней стало душно. Вылезши из палатки, мы разложили спальники на солнышке и стали умываться. Тут раздались страшные крики камрада
VsaTer[link2] — он обнаружил, что его заднее колесо опять спустило! И пока мы умывались и готовили на газе еду (суп, макароны с тушенкой и чай), камрад искал корд в покрышке. Это сделать не удалось; мы констатировали, что корд вылезает под большой нагрузкой (рюкзак и давление 4 атмосферы) и при таком раскладе мы можем бесконечно клеить камеры. Такая перспектива нас не устраивала, и покрышка полетела в придорожные кусты, ее место заняла качественная покрышка с усиленной боковиной Schwalbe Smart Sam, впоследствии выдержавшая все испытания.
В 12 часов все были готовы, лагерь свернут, байки приведены в порядок, и мы выехали. За эти 2,5 часа по трассе прошло всего две машины. Солнце палило уже изрядно, было жарко и безветренно. Однако, на ходу нас обдувал приятный ветерок, вдобавок росшие у дороги высокие кусты давали тень. Почти сразу дорога пошла вверх — это начался подъем на перевал Лошкалах!
На макушку Лошкалаха мы попали уже в 13:15, проделав 12 км от места ночевки. В верхней точке дорожного полотна высотомер показал 1069.8 м. В перевал заехали своим ходом (забегая вперед, скажу, что во все перевалы мы заезжали своим ходом и довольно бодро — т.к. вести байк, груженый рюкзаком, страшно неудобно, лучше ехать). Наверху мы пробыли с полчаса, фотографируя все подряд и наблюдая за смерчами, зарождающимися там каждые 5 минут. Перевал нас, конечно, весьма впечатлил — величественное, наполовину естественное, наполовину искусственное сооружение... Если осмотреться вокруг понимаешь что ты где-то близко в верхушке всего местного мира. (JB)
Быстро спустившись к подножию перевала с обратной стороны, в 15:00 мы выехали на мост через реку Аян-Юрях. Жара к этому моменту была уже нестерпимая, и мы устроили сиесту, сидя под мостом у прохладной реки. Искупались (Любое снимание одежды означает 20-30 укусов комаров в минуту и с десяток оводов пытающихся сделать тоже самое(JB)), доели утренние макароны с тушенкой, подогрев их на газгольдере, и выпили пару котелков чаю. Абориген, которого мы встретили на мосту, сообщил, что дорога дальше очень плохая, вся размытая, и ее как раз отсыпают. Кроме того, он дал нам какие-то совсем несуразные цифры расстояний, которые нам оставались до и после следующего перевала (Гаврюшка).
Отдохнув часа полтора, мы двинулись дальше. Дорога опять пошла в подъем, на перевал Гаврюшка. Мы упорно крутили педали, не забывая при этом крутить головами и подмечать всякое интересное по сторонам. Перевал Гаврюшка оказался пониже Лошкалаха (994.3м) и растянутым с севера на юг. Мы въехали на его вершину в 18:25, а за 15 минут до этого момента спустило колесо на Бомбёре (я подозреваю дефект камеры, и не могу понять как у меня в колесе вообще оказалась явно китайская камера). На макушке Гаврюшки стоит указатель, на котором некогда было написано "Сусуманский район" — но теперь буквы совершенно стерлись, а подновить некому...
Спустившись с перевала, мы пересекли по мосту реку со смешным названием Кугланах и в 20:30 остановились на ночевку на ручье Межевой. Несколько устали, все-таки 75км и два перевала за день по такой жаре — приличная нагрузка. Поужинав, легли спать около 23 часов, стратежно поставив палатку так, чтобы утром на нее не попали солнечные лучи :)
Проехали 75,28 км за 05:03 часа, средняя скорость 14,91 км/ч, всего 122,06 км
28 июня
Равнина – Дождь – Кулу с магазином – Дорожная дистанция – Перевал Кулинский – Омчак
Этот день планировался как отдых от перевалов и прочих нагрузок. просто катиться вдоль реки. В районе нас. пункта "Кулу" попали под дождь.
Сильные порывы ветра и много воды. Дождик явно не как в Магадане. Когда приехали в поселок сразу стало ясно что игру "Сталкер" делали тут.
Никого нет, дома с разбитыми окнами, ветер носит пыль по дорогам и всякий хлам. Раздолбанные машины по обочинам и все такое. проезжали мимо
одного 3-х этажного дома и какая-то женщина выглянув из окна спросила кто мы и что тут делаем. У неё узнали что в этотм доме есть 2 магазина
в квартирах. Один закрылся, второй вроде должен работать. Купили там молока, апельсинов, водки и сока. Пока "не отходя от кассы" все это ели
погода успокоилась и появилось солнце. Кулу ожил. Выбежали дети, синяки повылазили – начали шарахаться вокруг. Тетки вышли на скамейку.
В "магазине" был телефон с которого мы пытались отзвониться в Магадан – сказать что мы "ок", но нихрена не вышло. Какая-то там станция не работала.
сразу после Кулу был перевал тоже нехилый и высокий. С него скатились и доехали до Омчака. В сам Омчак не заезжали. остановились в 2-х кило от него и
забабахали лагер. при распаковке обнаружили что колбаса начала портиться и решили её сьесть сразу. Сварили очень-колбасный-суп и залегли спать.(JB)
Проехали 98,42 км за 06:54 часа, средняя скорость 14,25 км/ч, всего 220,48 км
29 июня
Дневка в Омчаке – Узел связи – Магазины и обжорка – Заброшенная ИТК – Травмпункт – Рудник Матросова – Опять магазин
Утром попрятали бутор по кустам места стоянки и налегке выехали в Омчак. Сразу нашли магазин и небольшой рынок.
На рынке были купленны огурцы и зелень для салата, в магазине напитки и фрукты. У меня в магазине выпал из кобуры пистолет
все мрачно офигели, но никто ничего не сказал. Я тоже ничего не говорил, подобрал и вышел. Потом вспомнил что забыл купить жевачку
и меня обслужили без очереди :) Сьездили посмотреть на расформированную 6 лет назад ИТК-1 (зона с производственным уклоном). Там очень
угнетающая обстановка с учетом того что половину зданий пару лет назад поподжигали. Посмотрели камеры, карцеры, обстановочку бытовую
нашли много всяких бумажек типа рапортов, карточек работы с заключенными и книжек, которые там читали. Разные трафареты для наколок.
видимо там не весело было сидеть. пока лазили по зоне Дима где-то наступил на колючку и проколол пятку – поехали в травмпункт. Там ему
сказали что фигня все это т.к. голова не повреждена. решили забить и поехали дальше – на рудник имени матросова. Там много народу
работает, все с Магадана, техника всякая. На обратном пути с рудника еще раз посетили магаз – нас там уже узнавали. Купили водки
и поехали в наш лагерь ночевать.(JB)
Пробеги не считали, т.к. дневка.
30 июня
Гастелло – Транспортный – Нелькоба – Перевал 866м – Усть-Омчуг – Ночевка на р.Анманнандя
Выехали из омчака и ломанули по трассе. Останавливались на Транспортном. Там живет 200 человек и всем нечего делать на это они мне как доктору
жаловались. В местном магазине товары отпускают очень медленно, я покупал 3 нектарина и сок примерно 30 минут. В магазине было 4 человека кроме меня.
Нелькоба оказалась вообще заброшенным местом. Из нового там только мост через большую реку Кулу (приток Колымы). Вечерком добрались до Усть-Омчуга там проходил какой-то праздник молодежи (в Субботу-то!) и на местном стадионе гуляло много народу. Мы туда подьехали на 5 минут, глянули сфотали (нас тоже глянули :)) и мы поехали дальше. Отехали километров 5 от Усть-Омчуга и встали на реке.
Проехали 136,57 км за 08:07 часа, средняя скорость 16,82 км/ч, всего 357,05 км
01 июля
Наледи – Перевал 1147м – Обед в гостях у евражки в Долине Смерти – Мостостроители на Мукэльчане – Перевал Мадаунский (Игандинский) – Голодный Мадаун – Ночевка на р. Магадавен
Ехали-ехали-ехали решили заобедать, подобрали ветренное место и разложились. Комаров сдувало и впервые за все время почувствовали себя как в отпуске.
Там же оказалось место проживания евражки. Он сначала осмотрел наши велики и рюкзаки, потом сьел предложенный кусочек хлеба. Потом мы начали давать ему орехи
и бедняга совсем забыл про осторожность и ел даже из рук. решили посадить его на велик. поставили крышку от котелка на багажник и заставил его есть там.
получились хорошие фотки. Этот евражка оказался еще и хозяйственным. Наевшись он начал набивать щеки таскать все это к себе в нору. Очень прикольно смотреть
как "харя может треснуть" -мы обоРЖались. По пути к перевалу встретили Дорожников которые делали мост. Вообще их там много по трассе стоит.
Но именно в это месте вышел начальник, рассказал как у них дела и дал буханку хлеба предлагал еще еды, но мы отказались еще рассказал про немца который тоже как-то попал в эти края, они его покормили, а тот пил водку и неделился. В районе 21 часа оказались на Мадауне Очень маленькое место, но там тоже живут люди. У молодежи единственное развлечение – погонять на мопеде. Заводится с толкача и едет не быстрее велосипеда. Парнишка на мопеде поехал показывать нам где магазин и все время офигевая оглядывался не понимая почему мы так плотно сидим у него на хвосте. Но все это оказалось без толку т.к. оба магазина (раположенные на квартирах) оказались без товара. Поехали на ночевку.
Проехали 113,31 км за 07:34 часа, средняя скорость 14,96 км/ч, всего 470,36 км
02 июля
Дождь – Перевал Гусакова – Нелкандья – Палатка – Магадан
Пока спали прошел дождь, поднамочил трассу и пыли от проезжающих машин вообще не было. Заехали на перевал Гусакова и резко похолоднело – пришлось пододеться.
Почувствовалось приближение к морскому климату. приехали на палатку отобедали перед финальным спринтом по асфальту в Магадан. Финишировали в 22:30 возле знака
"магадан" поехали к Диме домой и употребляя делились впечатлениями.
(Трек дня записан не полностью)
Проехали 147,28 км за 07:51 часа, средняя скорость 18,7 км/ч, всего 617,64 км.
Итого: проехали 617,64 км за 38:31 часа, средняя скорость 16 км/ч. Суммарный подъем по GPS за весь поход 4592 м.
[link2] /Users/VsaTer
[link3] /Users/WengerX
[link4] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/categories.php?cat_id=47