Поход по Нелкандье (Нелканде, Нелканже) 11-12 июня 2007
В походе участвовали камрады:
Алексей
DeviL
DvK
JeBond
KakanDos
NeoN
SerP
TiPavel
WengerX
Галерея фотографий тут, трек тут.
Видео похода: смотреть на YouTube, смотреть на WebVideo или скачать файл (WebVideo и файл доступны только для локальных сетей).
Трек от Стекольного до таможенного поста, наложенный на спутниковый снимок здесь, профиль трека здесь.
Отчеты
WengerX:
По результатам похода камрадами коллективно принято решение считать т.н. "поход" на Новую Армань забавной воскресной покатушкой :) Отчет чуть позже.
Камрады! мне пришла в голову светлая мысль — а не попробовать ли сделать коллективный отчет на базе того текста, что идет ниже? Наверняка кто-то может хорошо описать отдельные моменты, которые наиболее ему запомнились, а писать отдельный отчет ломает. Вот, камрад JeBond уже уточнил некоторые детали по своему купанию — жмите "Правка" и жгите! :) Я стилистически все потом поправлю. Не волнуйтесь, все правки сохраняются, если что, без труда разберемся...
Начало похода происходило строго по намеченному плану. Камрады очень толково организовали сборы и погрузку в городе, в одной точке вместо запланированных двух, и поэтому примчались на Радист уже в 7:20 утра — я думал, что приедут позже. Поставив Бомбёра девятым в кузов грузовичка-байконосца, а меня определив в чрево подоспевшего через 15 минут микроавтобуса, мы поехали на палаткинский таможенный пост. По дороге нигде не останавливались, и прибыли на пост в 08:40. Погода была отличная, уже вовсю светило солнце.
Оставив машины на посту, девять отважных велосипедистов начали движение в сторону Палатки. Там мы были уже в девять утра, заехали в магазинчик и поехали на Хасын. В 09:20 пересекли р.Хасын по мосту и начали движение по аллее-«железке». По аллее ехать было так же здорово, как и в прошлом году — довольно ровное твердое покрытие, усыпанное мелкими веточками и хвоей. В 10 часов добрались до п/лагеря «Юбилейный», там осмотрели знакомые с прошлого года места (отметили, что довольно много деревянных конструкций и обломков строений разобрано и вывезено, а дорожки густо усыпаны оставшимися гвоздями). Выехав к реке, перекусили на сухую (ну т.е. без костра и чая).
В 10:40 продолжили путь по аллее, которая после «Юбилейного» стала заметно труднее для проезда — на ней появилось множество больших веток, сучьев и даже попалось поваленное поперек дороги дерево. До поворота на Нелкандью у Стекольного мы добрались через 40 минут. К этому моменту на нашем счету было с пяток обстоятельно, с вытиранием и переобуванием ног в сухую обувь, пройденных бродов.
На повороте мы разделись, передохнули и двинули дальше, сразу же выбрав неверное направление :) Однако быстро вернулись и поехали куда надо. Дорога местами была очень сильно так себе, много луж, грязь, топь, обходы по кустам — но зато она была! По сторонам дороги росли высокие деревья, из-за их густой зелени не было видно гор, обрамляющих долину. Кроме того, деревья спасали нас от солнца. Тут мы двигались не быстро, с г.Монах поравнялись в 13:20, проехав от поворота около 12 километров. Сфотографировав скальную корону, через два километра мы съехали с дороги налево на плес Нелкандьи, где уехавшая вперед первая группа камрадов уже разводила костер и ставила котелки для чая.
Опять перекусив и попив чаю, в 15:00 мы поехали дальше. С этого момента дорога стала ухудшаться на глазах. Поваленные поперек деревья, через которые надо было перелезать с байком, заросли кустов и свисающие густые ветви, через которые надо было продираться, а также огромные промоины свидетельствовали о том, что дорога в этих местах уже давно непроезжая. Дело осложнялось серьезным паводком, который не давал нам идти по реке, загоняя в заросли. Поэтому, с этого времени мы почти не ехали на байках, а вели их рядом. В спицы, переключатели, педали постоянно попадали всякие ветки и сучья, заставляя останавливаться и выдирать их оттуда. Скорость движения резко упала.
Примерно через 7 километров петляния по лесам мы встали перед необходимостью перейти Нелкандью. Но паводок сделал из небольшой речки полноводную быструю реку, и мы долго искали место для брода, лавируя по колено в ледяной воде между завалами плавника. Ноги в тапочках с тонкой подошвой испытывали неприятные ощущения от хождения по крупной гальке. Найти легкий брод нам не удалось, лучшая из найденных протока была весьма глубокой и с очень быстрым течением. Переходить надо было по двое, крепко сцепившись, и высоко держа байки, чтобы их вместе с хозяевами не утащило течением :) Не обошлось без купания — камрад NeoN переходил поток с камрадами JeBond и DeviL, и немного опустил велосипед в воду. Его моментально потащило течением, всех троих развернуло и уже 2 велосипеда очутились в воде. Все трое застряли посреди потока, удерживая друг друга и велосипеды. Выручил поспешивший на помощь камрад TiPavel — он, аки тигр, вцепился в велики, разнял их и подтолкнув камрада JeBond к берегу одного вывел остальных на сушу! Вообще, этот брод TiPavel перешел туда-обратно не меньше пяти раз, в конечном итоге перетащив всех на другой берег Нелкандьи, и заслужив этим подвигом немалый респект камрадов :)
По завершению сей баталии в 18:00 все немного посушились у костра, разведенного первым покорителем брода — камрадом KakanDos, и двинулись дальше. Хотя солнце стояло еще высоко, уже чувствовалось приближение вечера. До тенькинской трассы оставалось около 15 километров, если считать по дороге, нарисованной на двухкилометровке — но дороги здесь уже давно не было! Последние часы мы не видели даже намеков на нее. Оставалось только ломить дальше, через кусты и шиповник.
Поплутав еще пару часов, в восемь вечера мы вышли на Хахандю — приток Нелкандьи. Хахандя тоже весьма полноводна и быстра, кроме того, ее узкое русло гарантировало неслабую глубину, что при такой скорости течения делало брод невозможным. Делать было нечего, и мы стали продираться сквозь пампасы вглубь долины Хаханди по мокрому мху в поисках более подходящего места. Через минут 50 поиски увенчались успехом, и приток мы успешно перешли. Однако солнце уже садилось, и было ясно, что сегодня дойти до трассы нам не успеть. Перейдя еще пару ручьев (к этому моменту мы потеряли всякий счет бродам), и посовещавшись на предмет лучшего места для ночевки, в 22:20 мы прибыли на островок посредине Нелкандьи.
Разведя костры, камрады сушились и готовились провести ночь под открытым небом. Камрад TiPavel же отправился на разведку в сторону тенькинской трассы. Вернувшись уже в сумерках, он сообщил, что в ближайших окрестностях по обоим берегам реки проезжих дорог нет, зато есть остатки тракторных — заросших и пригодных для движения не более, чем окружающий их лес :) Обсудили неважнецкие перспективы завтрашнего дня. По-братски поделив на девятерых немного еды, и банку семерки запасливого камрада JeBond, мы залегли спать. Поспать удалось не всем — камрады, берите в походы теплую одежду! К счастью, ночью не было дождя.
«Подьем» состоялся в пять утра. Пробуждение было не из приятных :) Туман, холодно, пар изо рта — умываться пришлось себя заставлять. На завтрак камрад TiPavel изобразил два котелка баланды из каши Быстров, пюре и лапши Роллтон — удивительное на вид и на вкус варево :) Но было очень вкусно. Кроме того, всем досталось по кружочку краковской колбасы и половинке ломтика питательного сала. Запили чаем с остатками сахара. Две банки рыбных консервов, два куска бородинского хлеба и несколько сникерсов спрятали в качестве НЗ — всё же дальнейшие перспективы были еще неясны :)
Сняв с байков педали (это была отличная идея — байк без педалей гораздо меньше цепляется за ветки и не калечит ноги шипами топталок), в 06:20 выдвинулись в сторону тенькинской трассы. Планировали идти по левому (северному) берегу Нелкандьи, по лесу; по реке, хоть это и было проще, идти не хотелось, т.к. солнце еще не пробилось через плотный серый туман и было очень зябко. Через 3 километра движения вдоль берега мы увидели остатки дороги, обрывающейся прямо в реку! Мы обрадовались и пошли по ней. Однако оказалось, что это направление тупиковое. Вернувшись, мы продолжили путь уже по реке, не гнушаясь залезть ногами в ледяную воду — на ходу согрелись, да и туман уже почти рассеялся.
И — в 08:35 мы, наконец, вышли на «настоящую» дорогу! Состоящая из крупных обкатанных булыжников и жутко некомфортная для езды на байке, она тем не менее показалась нам райской :) Дальнейшее движение было беспрепятственным, несколько маленьких ручейков и наледей нисколько нас не задержали. Незабываемые ощущения — идти в мокрых тонких тапочках по наледи сразу после перехода вброд ледяного ручья :) Доехав до трассы в 10 утра (как раз к этому времени солнце засияло на всю катушку), мы развели костер в карьере щебня, посушились, переоделись, уничтожили сайру, шпроты, сникерсы и в 11 часов выехали в сторону Палатки! По трассе ехать было легко, в начале один затяжной подъем, а потом 15-километровый спуск до самой Палатки. По тенькинской трассе прекрасные виды, и вообще она какая-то уютная :)
Подъехали к машинам на посту в 12:30. Позвонив домой и попросив отменить спасательную экспедицию :), мы быстро погрузили байки, и помчались по домам! На этом наш поход и закончился.
Устали и вымотались все знатно, ноги стерты, исцарапаны ветками и исколоты шиповником, но никаких серьезных повреждений здоровья вроде бы ни у кого не образовалось :) Из аптечки пригодился только пластырь. Мораль камрадов была на высоте весь поход, никто не просился домой и не требовал повернуть назад на полпути, и ночевку все перенесли стоически :) Получили немалый опыт, который обязательно учтем — одно дело, когда тебе просто дают советы, и совсем другое — прочувствовать их пользу на своей шкуре. Ну и заодно выяснили, что дороги по Нелкандье нет, и что реки и притоки сильно изменили свои русла с того времени, как были нарисованы эти карты...
Техника в походе вела себя нормально, ничего смертельного, разные мелкие глюки устранялись на месте, и не было ни одного прокола колес.
Цифры с моего велокомпа: в пути 9:23, пройдено 86,5 км, макс. скорость 51 км/ч, средняя 9,2 км/ч. На самом деле прошли несколько бОльшее расстояние — байки много где носили на руках, и ветками часто сворачивало на сторону магнит велокомпа и он переставал считать :) Из всего расстояния пешком рядом с байком пройдено, думаю, никак не меньше 20км.
Вот :)
SerP:
Предлагаю учредить орден "За поход на Нелкандью", и присвоить всем участникам похода.
Добавил фотки, есть еще предложения?
JeBond:
Утомительно, Интересно, Поучительно
Было утомительно потому что:
– незная изначально об исчезновении дороги на протяжении 16-17 км нам пришлось идти через кустарник, лужи, броды, заросли ольхи и болтца.
– пешком идти значит велик вести рядом или нести.
– 95% пути пришлось идти в легких кедах на босую ногу из-за частого перехода ручьев, проток и луж. Ходить в них по камням (долго) малоприятное занятие.
Интересно было потому что:
– надо было проверить точность работы навигации по картам в привязке к GPS
– этот маршрут оставлся последним из непроеханых в этом районе
– заодно стало ясно что такое тенькинская трасса
– интересно как все это выдержали
– ни разу не ночевал в таких условиях
Поучительно было потому что:
– надеяться на точность карт 66 года скорректированных по аэрофотосьемке в 80-м году не стоит
– при переходе через кустарники и лес с великом лучше снять педали с велика гораздо проще идти
– перед бродом надо прятать оргтехнику в водонепроницаемые пакеты В случае чего не прийдется пркупать новый фотик, телефон...
– если есть теоритическая возможность остаться на ночь на природе надо быть готовым (очень нехватало спальника и шапки)
– каждому человеку в походе надо брать еды на 1,5 человека :)
– переходить по холодной воде неприятно только в начале ~ потом даже приятно (бодрит и снимает напряжение в стопах)
Обещаю описать поход лирически если остальные участники не сделают это раньше меня
KakanDos
Долгожданный видеоотчет. В ролик вошли моменты только с первого дня похода, на второй день никто ничего не снимал — заебались устали.
18.06.2007 03:14 | (119 KiB) | 010_posle_broda.jpg | Греемся\\сушимся после брода | |
18.06.2007 03:15 | (133 KiB) | 011_palevo_brodnoye.jpg | Непотопляемые и неустрашимые камрады | |
18.06.2007 04:20 | (141 KiB) | 012_prival.jpg | Привал | |
18.06.2007 04:21 | (103 KiB) | 013_zhelezka.jpg | Узкоколейка | |
18.06.2007 06:01 | (94 KiB) | 014_vlesu.jpg | Лес | |
18.06.2007 06:22 | (141 KiB) | 015_vlesu.jpg | Лес | |
18.06.2007 06:23 | (111 KiB) | 016_eshe_brod.jpg | Еще один брод | |
18.06.2007 06:23 | (70 KiB) | 017_ura_doroga.jpg | Наконец то дорога! | |
18.06.2007 06:24 | (68 KiB) | 018_palatka.jpg | Палатка! Вот оно! Уже дома почти ;) | |
18.06.2007 03:09 | (99 KiB) | 01_utro_sbor.jpg | велогрузовик | |
18.06.2007 03:10 | (111 KiB) | 02_magazin.jpg | Закупка в Палаткинском магазине | |
18.06.2007 06:58 | (51 KiB) | 03_monah.jpg | Монах | |
18.06.2007 03:12 | (120 KiB) | 04_perekus.jpg | Первый привал | |
18.06.2007 03:12 | (114 KiB) | 05_perekus.jpg | Первый привал | |
18.06.2007 03:13 | (125 KiB) | 06_zhelezka.jpg | Бывшая узкоколейка | |
18.06.2007 03:13 | (138 KiB) | 07_alleya.jpg | Аллея | |
18.06.2007 03:13 | (139 KiB) | 08_alleya.jpg | Аллея | |
18.06.2007 03:13 | (143 KiB) | 09_crossroads.jpg | Перекресток | |
29.11.2008 12:26 | (120 KiB) | jevensk_2.jpg | Северо-Эвенский район. Гора Нюлкандя | |
29.11.2008 12:35 | (151 KiB) | jevensk_2.png | ||
15.06.2007 14:14 | (140 KiB) | nelkprofile.rar | Профиль трека | |
15.06.2007 08:11 | (3 MiB) | tracknelk.rar | Трек, наложенный на спутниковый снимок |