День первый. п.Ягодное – р.Анча


Подъем камрадов в 6-00, а у меня в 4-00. Там есть телевизор, а наши стартуют на Евро. Ко мне присоединяется нечаянно разбуженный камрад[link8] IvaEgo[link9]. Увы, матч проигран. Настроение поддерживается только предстоящим началом похода.
[link1]
В музее Ягодного.
Иван Александрович справа
Итак, в 07:00 мы покидаем наше пристанище[link10] направляемся на осмотр достопримечательности поселка — музея жертв политических репрессий[link11]. Этот музей основан, собирается, поддерживается и развивается одним человеком — Иваном Александровичем Паникаровым, энтузиастом историком и краеведом. Музей обычно так и называют: "Музей Паникарова". Начинался он в квартире основателя, теперь, когда появилась господдержка, занимает весь цокольный этаж обычной пятиэтажки. Об экскурсии договорился камрад TiPavel[link12], уже знакомый с хозяином. В музее собрано немало документов[link13] и экспонатов[link14] по истории края. Мы осмотрели все с большим интересом, все потрогали и сфотографировали. Меня больше занимали старые снимки[link15]. На них колымские села, поселки и рудники времен рассвета и зенита. Теперь же там везде руины. Интересно было взглянуть на некоторые предметы[link16], изготовленные здесь же в условиях предвоенной и военной нехватки почти всего. Например, кровельный лист из консервных банок или картина маслом[link17] на классический сюжет кисти явно профессионального художника на холсте из мешка американской муки[link18]. Есть и забавные экспонаты — коллекция этикеток[link19] от разнообразных алкогольных и безалкогольных напитков. Когда-то все это производилось в Магадане и на Колыме.

[link2]
Под колесами ровный асфальт
Наконец, мы поблагодарили хозяина за интересный рассказ и в 8:20 двинули собственно в поход[link20]. Прекрасные минуты. Утро. Солнце начинает пригревать. Под колесами ровный асфальт. Впереди долгожданные километры пути. Чувствуешь себя мустангом в прериях. Пролетаем 5 км, время — 9 утра. Поселок Сенокосный. Одна центральная улица. Еще не очень разрушен. Сказывается близость райцентра. Тормозим у пекарни[link21]. Прикупаем несколько булок свежего хлеба. Снимаем куртки и штаны. Лето! В Магадане оно еще не пришло. Толком нет листвы. А тут — настоящее! Снова вперед. Сегодняшняя ночевка запланирована в Таскане. А это почти 100 километров. Асфальт заканчивается, зато начинается подъем в первый перевал. У художественно оформленного родника делаем остановку. Дожидаемся отставших. Камрады ZiV[link22] и Галя[link23] догоняют. У Гали случился первый прокол. Передохнув, крутим дальше вверх, беседуем со старателями, едущими на автобусе с вахты на Штурмовом. Как обычно бывает, толковых сведений о дорогах местные дать не могут, пугают медведями. Нам не страшно. Перевал близко. Я устремляюсь в погоню за оторвавшимся IvaEgo[link9], достаю его на самой вершине. Залезаем вдвоем пешком на ближнюю горку. Лицезреем замечательный вид. Зеленые сопки с бурыми каменистыми вершинами, вниз к реке петляет дорога, по которой нам лететь теперь. Спускаемся к брошенным байкам, становится понятно, почему другие камрады не полезли за нами, хотя мы им махали. Камрады заняты важным делом. Банка паштета, кусок ветчины и пакет орехов требуют пристальнейшего внимания. Булка хлеба уже порвана. Слышны только просьбы передать ножик. Присоединяемся к вакханалии. Через пять минут все прикончено. Лица добреют, замечается, что на перевале дует неслабый ветерок, куртки надеваются снова, и вниз.
[link3]
IvaEgo на спуске с Ягоднинского перевала
По камешкам и сыпухе разгоняться страшновато. Еду на тормозах, не больше 25-ти км/ч. Большинство камрадов впереди. Несколько километров спустя нагоняю двоих. Стоят. TiPavel[link12] прокололся, меняет камеру. WengerX[link24] рядом, готовый помочь. А я осматриваю свой багажник. Что-то велорюк слишком сильно перекосило. Черт. Потерял болт из стойки багажника. Вибрация была приличная. Но все равно сам виноват. Нужно было лучше затягивать. WengerX[link24] достает свой волшебный групповой ремнабор. Упс, болта на М6 нету. Зато есть сталюжная проволока, болт снимается с горизонтальных лапок, а там Wenger крепит проволокой. До вечера сойдет. Ура, я спасен! Вообще, я, как новичок и эээ... не одаренный технически байкер, старался в этом походе держаться товарищей т.е., ехать впереди или вместе с тем, у кого есть нормальный ремнабор и руки из правильного места. У меня даже насоса не было. Но я исправляюсь и учусь! Так втроем и покатили до поселка Восток. Тут была развилка. Наш путь лежал на север по старой дороге на Таскан, а на восток шла дорога, которой пользуются теперь, и по которой нам предстояло возвратиться, закончив круг. Камрад TiPavel[link12] выдвигает идею припрятать тут часть продуктов, чтобы не тащить лишнего. Благодаря некоторой уже усталости, это предложение кажется очень выгодным. Собираем небольшой пакет из того, что нам вряд ли понадобится в ближайшие два дня. Как дело доходит до прячки, на пустынной дороге сразу становится очень оживленно. Пара грузовиков, пара джипов, останавливаются. Мы как-то и застеснялись. Из одного направляется к нам мужик. Московский фотограф, из издательства "Пента", снимает альбом о Колыме. Просит о фотосессии. Ну, ладно уж. Все равно, пока он не уедет, мы свои интимные дела не закончим. Принимаем велоэротичные красивые позы на берегу ручья. Все, дело сделано. Психологически (вряд ли физически сброс пары килограммов из 13-15 что-то дает) стало легче. Догоняем ожидающих нас у развалин п.Восток камрадов. Еще один прокол — на сей раз пострадал камрад IvaEgo[link9]. Впереди второй[link25] (и как предполагалось, последний на сегодня) перевал Хатыннах. Бодро въезжаем.

[link4]
Вершина перевала Хатыннах
На вершине в полусотне метров от дороги заброшенная метеостанция. На часах полвторого. Отдыхая, осматриваем развалины. Мда, место довольно глухое. У этих метеорологов очень особый склад характера. Сидеть тут зимой, при постоянных ветрах, по уши в снегу в 50-ти км от ближайшего поселка. Не для меня. Все, естественно, раздестроено. Нет, я могу понять, когда воруют и уносят нечто ценное, но просто крушить и ломать. ну, и гоблины среди нас живут, дорогие соотечественники.
Все. Покатили вниз. Опять сыпуха. Все идут со скоростью 20 км/ч. И тут мы наблюдаем аттракцион невиданной смелости. Сверху мимо всех проносится на скорости 40 один из камрадов, причем рулит он одной рукой, а другой снимает нас на видео. Скрывается за поворотом, когда же поворота достигаю я, его уже лечат от асфальтовой болезни. Благо, ноги рюкзака приняли на себя основной удар, повреждения камрада были не такие уж сильные. Ехать он смог. Камера, правда, разбилась. А кадры вышли очень эффектные! Однако, из-за этих кадров на всем походе мог быть поставлен крест. Такшта, читающие эти строки, будьте благоразумны на дорогах.
Спуск перешел в красивый и опасный серпантин. Моя скорость упала до 10-12, руки устают, диски накаляются. Почти в самом его конце небольшой отворот влево. Там установлен знак в память о погибших здесь заключенных[link26]. Тут, в 30-40х годах XX века, находилась следственная тюрьма "Серпантинка". И многим тут выносились смертные приговоры, и многих тут расстреляли. Знак — это камень с табличкой на небольшой окультуренной площадке. Невдалеке устроена хорошая деревянная беседка. Чисто и красиво, ручеек течет. У камня лежат монеты и размокшие сигареты. Чуть позади персональный памятник конкретному человеку. Это большой крест из прочного дюраля, на нем выбито имя одного из погибших тут. Мы постояли там немного.
Спуск окончился мостом через реку Хаттыннах. Мы пересекли ее и покатили вверх по течению по идущей вдоль дороге. Начинается эта дорога от поселка Хаттыннах. Постоянных жителей в нём нет, но там базируется какая-то артель, и люди есть. Люди неприветливые. Мы, въехав в поселок (даже шлагбаум есть на въезде), остановились с надеждой пообщаться. Вылезли несколько грязных хмурых мужиков и стали нам предъявлять обычные претензии, вызванные комплексами некоторых обитателей подобных дыр перед жителями более цивилизованных мест. Дескать, кто вы такие, чего вам надо, мы вас не знаем, идите на[censored] "Чо вам тут надо?! Это (под "этим" подразумевается вся территория от данного места до других таких же ущербных в направлении нашего пути) все наше, и вообще нехрен вам ТУТ делать!" Начались какие-то сказки об охране, которая где-то впереди, и обязательно станет в нас стрелять без предупреждения. Разговор пришлось свернуть и быстро поехать своей дорогой. Странные люди. Что может быть приятнее глазу в таком месте, чем команда велосипедистов? Мы ведь люди со всех сторон положительные. Нас любить надо. Ладно, все это лирика, а дорога впереди.

[link5]
TiPavel в роли повара
Дорога — отсыпка из местами довольно крупных камушков. Трясет прилично. Дело было уже сильно к обеду, часам к 15-ти. Решили доехать до ближайшей приличной воды (сам Хаттыннах не подходил, ибо весь перемыт) и вставать на привал. Ручеек под названием Кузьмич[link27] нас приютил без пяти четыре. Кулинарный талант взялся продемонстрировать камрад TiPavel[link12]. Нам был явлен суп из гречки с рыбными консервами и сухими овощами[link28]. Ел я такое впервые. Мне очень понравилось. Не могу не отметить и выдающейся скорости приготовления. В дальнейшем все придерживались этой заданной планки. Надо сказать, готовить для орды голодных байкеров — дело беспроигрышное. Недовольных не будет. Если всем хватит, конечно. Как приятно: срубав две порции супа, выпив пару кружек чаю с верным другом байкера сникерсом, вытянуть ноги и выкурить сигарету — мир приобретает удивительные краски, а организм просто поет оду к радости. Вообще, вопрос жратвы в этом походе как-то занял для меня первое по значимости место среди оргвопросов. Я был разочарован и несколько обескуражен предлагаемой раскладкой. Но как товарищ малоопытный влезать со своим ламерским мнением в вопрос не решился. Но думку затаил. Благо, общественную еду предлагалось дополнять собственной. И стесняться я не стал. Страх оголодать пересилил страх не сдвинуть с места байк под весом рюкзака. Одних бигсникерсов у меня было штук девять. Оказалось, так думал не я один. Поэтому кушали мы хорошо. Очень хорошо. И закупали продукты в дороге. Некоторые камрады потом с удивлением заявили, что их вес после похода не уменьшился. Ха-ха! Я набрал 2 кг! И как-то по инерции после похода неделю продолжал жрать в три горла.

[link6]
Вегной дорогой идете, товагищи!
Итак, после плотного обеда, вместе с отдыхом занявшего больше полутора часов, повеселевшие байкеры двинулись в путь по каменистой дорожке[link29] с почти незаметным подъемом. Катило отлично. И тут мы совершили ошибку. Ответвление влево. Как-то оно несерьезно выглядело. То ли дело наша прямая. Камрад WengerX[link24] передал мнение своего Garmin'а о том, что мы отклонились от трассы, но оно не было принято всерьез. Штурманское совещание решило, что мы движемся по много лучшей дороге, нежели запланированная и имеющаяся на карте. Судя по всему, ну, по всему, эта неизвестная дорога должна привести нас к Таскану прямее и быстрее. А сомнения камрад TiPavel[link12] отмел железным аргументом: "Не может быть, чтобы дорога, для которой сделали трехметровую отсыпку, вела в никуда!" Эм. ну, всем все понятно? Кстати, этот пятикилометровый отрезок был одним из сложнейших на дистанции. Каменюки, составляющие отсыпку, были уже совсем не велоразмера. Скорость держали меньше 10-ти, преодолели пару бродов[link30]. А у меня вилка что-то совсем не хотела амортизировать. В общем, уперевшись в лес, в 19:15 мы развернули оглобли. Снова пара бродов. У камрада KakanDos[link31] обнаружился лишний звук в байке — виной тому полувыкрутившийся болт стойки багажника. Вибрация. Хорошо, что заметил. Собрались на развилке, сменили мокрую обувь, оделись (уже холодало) и попутно совещались о ближайших планах. Достичь Таскана было уже нереально. Полдевятого вечера. Было решено двигать вперед пока катится. Слегка вызывало тревогу, что дорога явно пошла вверх в сопку и с не самым маленьким подъемом. Рассмотрев карту, камрад TiPavel[link12] успокоил народ: "Там впереди небольшой перевал. Ну, так, не перевал, как бы перевал, с нулевым набором высоты[link32] практически." Впоследствии это стало вторым перлом дня после "дороги, которая не может вести в никуда". Мы потом еще два дня пугали друг друга перевалами "с нулевым набором высоты". Дорожка пошла лесная, очень приятная. Мы уже давно покинули зону активного автодвижения. На дороге между колей росли елки по колено высотой. Только низкое солнце, мелькающее среди ветвей и стробоскопом бьющее в глаза, слегка мешало. Тут я понял, что именно темные очки я должен иметь всегда, а прозрачными не обойтись. И, конечно, неслабый подъем. Он тянулся и тянулся. Я вырвался вперед. Даже не специально, просто мне удобнее идти с каденсом в 80+, так и еду. Уже и вымотался прилично, тут крутой поворот. Ой-ё! А там подъем чуть не вдвое круче. Я в шоковом состоянии врубаю 1-1, с языком на плече въезжаю на перевал[link33]. Судорожно хлебаю воду, камрадов не слышно, ветерок серьезный, я мокрый. Решаю спуститься до безветрия. Качу вниз, одна медвежья куча, другая, а вот эта выглядит очень свежей. Ой. Как-то мне стало совсем одиноко. Сел я рядышком с кучкой, закурил и жду. Ждать пришлось недолго и вскоре мы дружно покатили с бока этой сопочки вниз. Устали уже все, единогласно было решено вставать на ночевку у первой хорошей воды. Такой водой оказался ручей Анча в 20-ти километрах от Таскана. Мы повстречались с Анчой, а еще раньше Анча повстречлся с дорогой, и теперь течет прямо по ней. Это обстоятельство делает данный участок непроходимым для автотранспорта меньше Урала или шишиги, а нормальный джип пройдет там только на лебедке, затратив часы. Мы же плелись вверх по руслу Анчи по воде метров 200 до площадки, где смогли бы разбить лагерь[link34]. Там и остатки моста были. Правда, он теперь как бы вдоль реки. Основная группа достигла места ночевки в половине десятого, а камрады ZiV[link22] и Галя подкатили примерно через час — оказывается, они уже было собирались заночевать в полукилометре от нас, но учуяли дым от разложенного нами костра.

[link7]
Вкусный ужин
Первая ночевка. Ужин-то никто не отменял. Я взялся готовить рисовый суп с тушенкой. Правда, в процессе он трансформировался в кашу с тушенкой — еще лучше, но тут случился один казус. Тушенка была приготовлена WengerX[link24]'ом из килограмма отборного мяса, вываренного в сале. Вещь! По предварительной раскладке ее планировалось растянуть на три блюда т.е., на 24 порции, так, для запаха. Да, я читал эту раскладку[link35]. Но забыл, да и фигня бы вышла из трети. Заметив, что я сжигаю упаковку от тушенки, WengerX[link24] почти трагичным голосом спросил: "А ты ее все туда закинул?" Получив утвердительный ответ, грустно промолвил: "Ну [censored], теперь [censored] [censored]..." Мне так стыдно стало сначала. Однако, затем все замечательно утряслось. Все согласились, что именно такая доза мяса и должна была быть в ужине усталых байкеров. Да, и потом недостатка в мясной пище мы не испытывали. Так, вроде отмазался. За ужином мы мило приняли по писят[link36]. И отошли ко сну аки младенцы. Теоретические медведи никого никоим образом не волновали. А, еще неудачники прошедшего дня, зевая, клеили камеры, а я, получив от камрада ZiV[link22] болт на М6, отремонтировал свой багажник.

P.S. Все, что сказано по поводу ошибки в навигации, никоим образом не является критикой камрада TiPavel[link12] или кого-то еще. В походах нашего клуба нет руководителей, завхозов, пресс-секретарей etc. Каждый выполняет ту долю работы, за которую берется сам. Это оправдывает себя и является оптимальным вариантом для нас. Вели нас вперед TiPavel[link12] и WengerX[link24]. Другие в это процесс не вмешивались, ибо не обладали опытом, были заняты другим, не хотели. Поэтому все ошибки — наши общие ошибки. А посмеяться — как же без этого?

Статистика с GPS: пробег 76,7 км, время в пути 06:29, средняя 11,8 км/ч, суммарный подъем 865,6 м.

Далее: День 2[link37]

Ссылки
[link1] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1537

[link2] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1520

[link3] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1517

[link4] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1513

[link5] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1510

[link6] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1504

[link7] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1494

[link8] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1477

[link9] /Users/IvaEgo

[link10] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1479

[link11] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1532

[link12] /Users/TiPavel

[link13] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1524

[link14] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1529

[link15] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1536

[link16] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1533

[link17] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1646

[link18] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1647

[link19] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1530

[link20] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1521

[link21] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1519

[link22] /Users/ZiV

[link23] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1518

[link24] /Users/WengerX

[link25] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1515

[link26] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1512

[link27] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1467

[link28] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1511

[link29] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1508

[link30] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1506

[link31] /Users/KakanDos

[link32] https://ontheroad.dmitriev.su/Slovar'Bajjkera#h93-14

[link33] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1503

[link34] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1502

[link35] https://ontheroad.dmitriev.su/GrandioznyePlany/Ijun'skiePrazdniki2008/GruppovajaEda/files?get=rasklad.xls

[link36] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=1495

[link37] https://ontheroad.dmitriev.su/NashiPoxody/PoxodPoJagodninskomuRajjonu20080610/Den'2