День второй, 27 июня, среда

Перевал Лошкалах – Купание в р. Аян-Юрях – Перевал Гаврюшка – Ночевка на р.Межевой

Фотографии дня[link7]

[link1]
Несмотря на поздний отбой, проснулись мы в 09:30. Все-таки, непривычные дикие условия дали о себе знать, да и солнечные лучи к этому времени нагрели тент палаки и в ней стало душно. Вылезши из палатки, мы разложили спальники на солнышке и стали умываться. Тут раздались страшные крики камрада VsaTer[link8] — он обнаружил, что заднее колесо его байка опять спустило! И пока мы собирались и готовили на газе еду (суп, макароны с тушенкой и чай), камрад искал корд в покрышке. Этого ему сделать не удалось; мы констатировали, что корд вылезает под большой нагрузкой (рюкзак и давление 4 атмосферы) и при таком раскладе мы можем бесконечно клеить камеры. Такая перспектива нас не устраивала, и покрышка полетела в придорожные кусты, ее место заняла качественная покрышка с усиленной боковиной Schwalbe Smart Sam, впоследствии выдержавшая все испытания.

[link2]
В 12 часов все были готовы, лагерь свернут, байки приведены в порядок, и мы выехали, сделав круг почета по мосту через Бабай[link9]. За эти утренние 2,5 часа по трассе прошло всего две машины. Солнце палило уже изрядно, было жарко и безветренно. Однако, на ходу нас обдувал приятный ветерок, вдобавок росшие у дороги высокие кусты давали тень на восточную обочину. Почти сразу дорога понемногу пошла вверх — это начался подъем на перевал Лошкалах! Сначала относительно прямая и с небольшим подъемом, дорога, приблизившись к сопкам, начала петлять и уходить вверх все круче и круче. Однако, ехать было вполне можно — мы держали скорость 8-10 км/ч. Часто останавливались для фотографирования, уж очень кругом красивые виды, и чем выше, тем красивее. Дорога извивалась по склонам, и была издали похожа на витки гигантской резьбы. Поворот сменялся поворотом, дорога все время лезла вверх, и было непонятно, где же вершина перевала. Только ближе к часу дня она наконец-то показалась нам из-за очередного поворота[link10] — мы узнали ее по всегда стоящей неподалеку опоре ЛЭП.

[link3]
На макушку Лошкалаха мы попали уже в 13:15, проделав 12 км от места ночевки. В верхней точке дорожного полотна высотомер показал 1069.8 м. В перевал заехали своим ходом (забегая вперед, скажу, что почти всегда в перевалы мы заезжали своим ходом и довольно бодро — т.к. вести байк, груженый рюкзаком, страшно неудобно, уж лучше ехать). Наверху мы пробыли с полчаса, фотографируя все подряд и наблюдая за смерчами, зарождающимися там каждые 5 минут. Смерчи были небольшие, метр в диаметре и 3-4 в высоту, но довольно устрашающего вида. Вероятно, смерчи вызывались восходящими с двух сторон и сталкивающимися на верхушке воздушными потоками. Лошкалах известен еще и тем, что на его верхушке находится памятник водителю. К памятнику возложен незамысловатый инструмент, стоит стакан с мелочью и зачем-то лежит большая тормозная колодка от автомобиля.

[link4]
Перевал нас, конечно, весьма впечатлил — величественное, наполовину естественное, наполовину искусственное сооружение... Если осмотреться вокруг, понимаешь, что ты где-то совсем близко к верхушке мира. Передохнув минут 20 наверху, мы начали быстрый спуск к подножию перевала с обратной стороны. Через несколько минут спуска справа от дороги мы обнаружили ледяной ручей[link11], который оказался очень кстати — наша вода во флягах уже была сильно теплой. Освежившись, поехали дальше. В половине третьего по новому бетонному мосту мы пересекли р.Лошкалах[link12], а в 15:00 выехали на такой же отличный мост через крупную реку Аян-Юрях[link13]. Полуголый и черный от загара абориген, которого мы встретили на мосту, сообщил, что дорога дальше очень плохая, вся размытая, и ее как раз отсыпают. Кроме того, он дал нам какие-то совсем несуразные цифры расстояний, которые нам оставались до и после следующего перевала (Гаврюшка). Жара к этому моменту была уже нестерпимая, солнце стояло прямо над головой, и мы устроили сиесту, сидя под мостом у прохладной реки. Искупались (любое снимание одежды означает 20-30 укусов комаров в минуту и с десяток оводов, пытающихся сделать то же самое), доели утренние макароны с тушенкой[link14], подогрев их на газгольдере, и выпили пару котелков чаю. Купание было весьма экстремальным — ледяная вода, и сильное течение.

[link5]
Отдохнув под мостом часа полтора, мы двинулись дальше. Я (WengerX[link15]) немного задержал камрадам выезд — искал оброненные солнечные очки на гальке. Нашел, потратив на это минут 10. Потом, сразу после того, как мы выбрались из-под моста, мне сильно скрутило судорогой правую ногу — видать, переохладил при купании. Но, минуты через две все прошло само. Дорога опять пошла в подъем, на перевал Гаврюшка. И действительно, тут работала техника — экскаватор, скрепер, бульдозеры. Дорогу еще не успели хорошо разровнять, и ехать было фигово — крупные камни, колеи от колесной техники и гребенка от гусеничной. Но мы упорно крутили педали, не забывая при этом крутить головами и подмечать всякое интересное по сторонам. Пока не засыпанные дорожниками промоины в дорожном полотне наглядно демонстрировали его устройство[link16] — некую объемную структуру из тонких лиственничных стволов, укрепляющую сыпучий грунт. Явно ручная работа. Перевал Гаврюшка оказался пониже Лошкалаха (994.3м) и растянутым с севера на юг. За 15 минут до вершины перевала спустило заднее колесо[link17] на Бомбёре (я подозреваю дефект камеры, и не могу понять как у меня в колесе вообще оказалась явно китайская камера). Вдобавок, камрады с единственным на нашу группу насосом уехали вперед, и я еще с полкилометра вел байк рядом, рискуя прожевать покрышку — из-за бесконечных поворотов дороги докричаться до камрадов было нереально. После этого случая я решил, что один насос на группу — это, по меньшей мере, глупо. Но второй насос в тайге взять было негде, поэтому я просто забрал наш единственный насос в свой рюкзак :) Когда я менял камеру, рядом остановился КамАЗ-самосвал и предложил помощь. Помощь не понадобилась, но все равно — спасибо, мужики! На макушку Гаврюшки мы въехали в 18:25. Наверху стоит указатель, на котором еще 5 лет назад было написано "Сусуманский район" — но теперь буквы совершенно стерлись, а подновить некому... Здесь смерчей не было, а был приятный ветерок и было уже не так жарко. Еще Гаврюшка подарил отважным велосипедистам почти новый складной нож — он торчал в одном из бревен опоры ЛЭП.

Спустившись с перевала, в начале девятого вечера мы пересекли по старому бетонному мосту речку со смешным названием Кугланах[link18]. Всего в 20 с небольшим километров на восток от этого моста находится слияние рек Аян-Юрях (мост через которую мы проехали днем) и Кулу (мост через которую мы должны были проехать завтра). Это слияние знаменито тем, что с него берет начало знаменитая река Колыма! Освежившись в очередной раз, поехали дальше.

[link6]
Еще через двадцать минут, в 20:30 мы остановились на ночевку[link19] на ручье Межевой. Несколько устали, все-таки 75км и два перевала за день по такой жаре — приличная нагрузка, а если еще учесть, что и прошлой ночью мы педалили до упора — то тем более. Камрад JeBond[link20] немедленно расстелил коврик, улегся на него и начал кашеварить, расставив газгольдер, котелки и разложив провиант в радиусе протянутой руки. Мы же с камрадом VsaTer[link8], памятуя о сегодняшнем пробуждении на Бабае, стратежно поставили палатку так, чтобы утром на нее не попали солнечные лучи. Я на всякий случай заклеил камеру, вынутую из колеса на Гаврюшке. Осмотрели наших коней — их состояние не вызвало у нас никаких вопросов. Разостлали газеты, на которых качественно попировали, после чего на всякий случай накрыли наш бутор полиэтиленом и легли спать около 23 часов.

Проехали 75,28 км за 05:03 часа, средняя скорость 14,91 км/ч, всего от Сусумана 122,06 км

Дневной трек:
[link21]
Рельеф трека:
[link22]

Далее: День третий[link23]

Ссылки
[link1] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=892

[link2] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=899

[link3] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=905

[link4] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=917

[link5] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=929

[link6] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=934

[link7] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/categories.php?cat_id=55

[link8] /Users/VsaTer

[link9] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=895

[link10] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=900

[link11] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=911

[link12] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=915

[link13] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=916

[link14] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=919

[link15] /Users/WengerX

[link16] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=922

[link17] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=923

[link18] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=932

[link19] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=935

[link20] /Users/JeBond

[link21] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=863

[link22] https://ontheroad.dmitriev.su/4images/details.php?image_id=864

[link23] https://ontheroad.dmitriev.su/NashiPoxody/PoxodPoTen'kinskojjTrasse/Den'3