День шестой, 01 июля, воскресенье

Наледи – Перевал 1147м – Обед в гостях у евражки в Долине Смерти – Мостостроители на Мукэльчане – Перевал Мадаунский (Игандинский) – Голодный Мадаун – Ночевка на р. Магадавен


Фотографии дня


Несмотря на беспокойную ночь, выспались нормально, проснулись в 9 утра. Камрады, оказывается, пальбы и не слышали — видать, спали как убитые после длинного перегона. Верные комары ждали нас, облепив тент палатки. Не торопясь совершив уже ставший привычным утренний ритуал готовки, завтрака, подготовки байков и сборам шмота, в 12:00 мы покинули гостеприимный островок, образованный рукавами Анманнанди. Перед нами лежало манящее полотно трассы! Погода была отличная, ясная, на небе было много облаков — а значит, жара не будет нас донимать. Судя по карте, первые километров 30 дорога шла по более-менее равнинному участку, а затем переваливала через горный хребет в долину р.Букэсчан.


По приборам и карте ближайшим населенным пунктом был п.Наледный. В него мы въехали в 12:40, за минуту перед этим проехав по мосту через р.Геркулес. Поселок заброшен, и уже давно. Даже руин почти не осталось — все деревянные дома разобраны и увезены, и растительность скрыла места, где они стояли. Видели только каменную коробку, оставшуюся от большого здания — видимо, это был бокс для техники. Смотреть было не на что, и мы поехали дальше. Через пару километров дорога сильно сужалась — река подмыла полотно трассы. Опять же, опасное место никак обозначено не было. Еще через пять минут проехали мостик через р.Часовой. Вскоре справа от дороги показался памятник погибшей летом 1991 года геологоразведочной группе из 15 человек, возле которого мы недолго постояли.


Дорога была хорошей, машин было по-прежнему мало (хотя, конечно, побольше, чем в самом начале трассы). Скоро вдали показался горный хребет, безымянный перевал через который нам предстояло преодолеть сегодня. Растительность вокруг нас была уже преимущественно хвойная, и по всему было видно, что мы перемещаемся в сторону более холодных мест. На северных склонах сопок к югу от нас легко можно было разглядеть огромные снежные массивы, лежащие в складках. В 13:15 проехали р.Тарым, а еще через 5 минут справа от дороги мы увидели гигантскую наледь!


Эта наледь обозначена на старых картах. Не тающая даже самым жарким летом, она была тут вечно. Размеры ее таковы, что на ней можно построить небольшой город! Мы оставили байки на обочине и сквозь кусты подобрались к самому краю наледи. В 30-тиградусную жару возле нее было совсем не жарко, гигантский массив льда прекрасно охлаждал воздух. Наледь была окружена водой, ледяной и чистой. Мы решили, что посередине ее можно легко насмерть замерзнуть и летом — по этой причине, а также чтобы не топтать девственную ледяную крышку ботинками и чтобы не снимать эти самые ботинки для перехода по воде, не стали ставить такой эксперимент :) А через пару километров и тоже справа показалась вторая наледь, еще больше первой.


В 14:00 пересекли по мосту р.Солонцовую (на картах обозначена как р.Слепцовый). Пока катилось неплохо, однако скорость движения понемногу уменьшалась — начался малозаметный подъем, и дорога начала понемногу петлять, открывая нам прекрасные виды. Начинался очередной нескучный участок нашего пути — правда сопряженный с бОльшими, чем обычно, затратами сил на езду по пересеченной местности. Ну да это всегда так — или ровно, легко ехать, но не на что посмотреть, или есть на что посмотреть, но ехать надо в перевал :) Настроение было отличное! Мы проезжали мимо сопок с настолько крутыми склонами, что на них не было почти никакой растительности, дорога петляла между ними, одновременно ныряя вниз или взлетая вверх.


В 14:50 проехали мост через р.Анманрандя и оказались у дорожной дистанции 141км. Место выглядело вполне жилым, но людей там мы не увидели — вероятно, был самый разгар рабочего времени. Мы двинулись дальше в гору. Дорога все так же петляла среди живописных сопок, сквозь облака грело солнце, рядом с дорогой бежала нитка ЛЭП на стальных опорах. Километров через 6 от дорожной дистанции встали возле упрятанного в бетонную трубу под дорогой бурного потока воды, освежились. Когда я пил воду, на меня пытался сесть огромный (сантиметров 15 с усами) жук-усач.


Невдалеке показался дорожный указатель "Опасный участок", "Подьем 4км". Дорога резко пошла в гору, извиваясь сильнее обычного. Однако ехать было почему-то нетрудно — видимо сказалась тренировка прошедших дней. Мы усердно крутили в перевал и продвигались довольно быстро. Сзади показался КамАЗ-"кадушка", идущий на приличной скорости и поднимающий неслабый шлейф пыли с дороги. Прижавшись к обочине, я заснял камрада user:VsaTer VsaTer)) в его пыльном хвосте — хорошо, что за весь поход все такие моменты можно было пересчитать по пальцам! Вдобавок, тут наверху был ветерок, и пыль очень быстро сдуло в сторону. Еще через несколько плотно сжатых извилин дороги мы были наверху, попутно узрев на скальной стенке чье-то признание в любви.


В верхней точке перевала, где мы оказались в 16:15, высотомер показал 1147м над уровнем моря. На перевале стояла красная бочка для мусора, недалеко от которой валялась коробка от аммонита. Видимо, кто-то не донес мусор до бочки. Водителям при спуске рекомендовалось тормозить двигателем. Место весьма живописное, и мы побродили по окрестностям, фотографируя и отдыхая на ходу. На сопках вокруг перевала много чистого белого снега, который никогда не тает — вот откуда берется ледяная чистая вода в многочисленных ручейках!


Послонявшись минут 15 вокруг перевала, мы двинулись дальше. Спуск был крут, но извилист, ехать больше 30км/ч было страшновато. Но и с такой скоростью мы спустились с перевала в долину Букэсчена очень быстро, фотографируя на ходу. На дороге стоял "плакат" с надписью "Водитель, помни! Тебя ждут дома!". Слева, на макушке сопки высотой 1635м, стоит РРС, к которой идет подобие дороги, на которой колесной технике явно делать нечего — уклон очень велик. Наверняка людей и припасы туда забрасывают вертолетами.


И вот впереди показался мост через Букэсчен. Речка течет по высокогорной долине между двух хребтов, которые образуют "трубу". Здесь никогда не утихает ветер. По описаниям, именно это место очень похоже на "долину смерти", где когда-то давно, зимой замерз большой этап заключенных вместе с конвоем. Свежий ветер действительно имел место, и донимавшие нас весь поход насекомые, включая оводов, куда-то бесследно растворились. Подъехав к мосту около пяти часов вечера, мы решили устроить привал и пообедать — нам очень не хотелось так сразу опять отдаваться полчищам кровососов! Свернув к старому деревянному мосту, мы расположились на привал. Какое это счастье, когда можно раздеться до трусов и тебя никто не кусает и не жужжит над ухом!


Облака почти растворились, солнце грело как на юге, и дул хороший теплый ветер. Впервые за весь поход мы приготовили горячий обед и начали с аппетитом его есть, не сразу заметив, что за нами наблюдают из-под куста! Под кустом, прижимая передние лапки к впалому животу, сидел столбиком небольшой арктический суслик (евражка) и глядел на нашу еду голодными глазами. Камрад евражка сильно хотел есть, но боялся подойти поближе. Для начала мы предложили камраду кусочек хлеба, положив его в сторонке. Помедлив пару минут, зверь сграбастал хлеб лапками и слопал его, задумчиво глядя перед собой. Съев хлеб, камрад начал проявлять признаки беспокойства, бегая и как будто бы ища что-то потерянное. Мы поняли, что надо было бы добавить. У нас с собой были серьезные запасы ореховых смесей (арахис, кешью, чернослив, изюм и всякие фруктовые цукаты) для перекусов по дороге, которые шли так себе — запасы были почти нетронуты, и мы дали камраду на проверку первый килограмм. Евражка не заставил себя долго упрашивать и после молниеносной дегустации начал таскать орехи прямо через дыру в пакете, отдавая явное предпочтение арахису, но не брезгуя и другими сортами закусок. Ел камрад бережно, аккуратно держа еду в лапках, но выглядел при этом комично донельзя, особенно когда ему стало ясно, что желудок и защечные мешки наполнены, а орехов еще осталось очень много — на его мордочке проявлялись весьма определенные эмоции по этому поводу, особенно когда очередной орех ему приходилось запихивать в рот двумя лапами. Мы, стараясь не спугнуть камрада, катались по земле от смеха, не забывая щелкать фотоаппаратами. Минут через десять евражке стало ясно, что следующий орех уже никуда не поместится, и, вероятно, в нору с такими мешками влезть тоже не удастся. С явно видимым сожалением камрад окинул прощальным взглядом гору оставшихся орехов и неуверенными скачками (голова перевешивала) кинулся куда-то через дорогу. Однако сожалел он зря! Вернувшись через три минуты, евражка обнаружил все орехи почти там же, где их оставил. Мы только переложили их поудобнее, высыпав в крышку от котелка. После следующего рейса камрад совершенно осмелел, и перестал бояться отважных велосипедистов — набивал свои мешки и из рук, и из шлема, и на багажнике байка... Получилась отличная разрядка, мы сделали немалый запас положительных эмоций. Но нам пора было ехать. Когда евражка убежал относить в нору очередную порцию орехов, мы разложили остатки кучками в углубления протектора старой автомобильной покрышки, лежащей у моста, собрались и в семь вечера поехали дальше.


После непродолжительного подъема дорога пошла на спуск вдоль р.Мукэльчан. Стало прохладнее, и мы оделись. После часа быстрой езды мы оказались в расположении стана мостостроителей. Стан стоял в уютном месте, и был грамотно расположен. В наличии имелось общежитие и даже избушка на курьих ножках колесах. Был вечер и народ отдыхал. Пообщались с одним из строителей, который особенно запомнился нам тем, что, услышав, что мы едем из Сусумана, удивленно сказал: "Всего-то? Я думал, хотя бы из Германии!" :) Он рассказал нам немало всякого интересного, и очень настойчиво предлагал всякой еды — хлеба, тушенки. Мы сначала вежливо отказывались, но потом согласились на полбулки хлеба (еды у нас хватало, только со стратегическими припасами было хуже и мы надеялись на магазины в Мадауне), но он-таки вынес целую булку, которую мы с благодарностью приняли.


В 18:20 мы по новому мосту (который недавно построила именно эта бригада строителей) пересекли р.Мукульчан. Дальше дорога опять шла вниз, до самой р.Иганджи, окуда начинался подъем на Мадаунский перевал. До моста через Иганджу доехали за полчаса. Через реку переброшен новый бетонный мост, а рядом стоит мост старый. Обычно старые мосты после строительства новых разрушают, но этот оставили для истории. Говорят, что его проектировал сам С.П.Королев, который когда-то бывал и работал в здешних краях. И действительно, опоры старого моста это нечто — сложная, явно толково просчитанная конструкция. Да и сам мост совсем целый и прямой.


Сразу после моста дорога полезла в перевал. Все виденные нами до того серпантины — ничто по сравнению с этими! Трасса взбирается практически на отвесный обрыв на очень ограниченном пространстве. Даже на байке ехать страшновато. Вид с перевала на Иганджу волшебный, как с самолета — опять же, из-за отвесного обрыва. Наверху были в начале десятого вечера, и, насмотревшись на Иганджу, двинули дальше. Спуск с Мадаунского перевала (высота которого 816м) совсем не такой интересный — довольно крутой и прямой, дорога неважная, знай объезжай промоины и работай тормозами... В 21:50 проехали мост через р.Горганджа, а еще через 5 минут выехали на узкий старый бетонный мост через р.Армань. Армань — крупная река, отсюда можно сплавиться на лодке до одноименного поселка на берегу Охотского моря, а там до Магадана уже рукой подать. Но лодок у нас не было, и мы поехали дальше. Дело шло к началу одиннадцатого вечера, смеркалось. Непродолжительное время дорога шла вдоль Армани, затем, перед ее притоком — р.Дондычан — сделала крутой левый поворот. До п.Мадаун было рукой подать, и вот в 22:20 мы увидели соответствующий дорожный указатель. Он издевательски стоял на развилке, между двух совершенно одинаковых расходящихся дорог. Недолго подумав, мы поехали по левой, глядя по сторонам, чтобы не пропустить магазин. Проехав с километр, мы насторожились — ничего похожего на поселок разглядеть не удалось. Густой лес скрывал все по сторонам, многочисленные дорожки ничего нам не говорили. Остановившись, мы оглянулись назад и увидели небольшую группку молодежи, откуда-то взявшуюся позади. Подъехав к ним, быстро выяснили, что поселок вон за теми деревьями, и что два магазина уже закрыты, но можно попробовать заехать к продавщицам домой и попросить открыть. Сметливый парнишка на мотоцикле, в котором с трудом можно было распознать "Минск", согласился нас провести до нужного места и все показать. Заведя свой агрегат с толкача, он понесся в поселок, мы же плотно сели ему на хвост и не отставали.


В Мадауне нам понравилось. Тихое, спокойное место, много зелени, порядочек. Кругом всякие качели, горки, заборчики, скамеечки, и даже покрашенная в камуфляжный узор небольшая пушка. Население готово ко всему! Заехав на квартиру к первой продавщице, выяснили, что товара в ее магазине нет. Со второй продавщицей (которую пришлось разбудить) все получилось точно так же. Вообще, снабжение поселка продуктами очень плохое, в магазинах ничего нет, иногда приезжает автолавка и на всех желающих еды не хватает... Как здорово, что мы взяли хлеба у мостостроителей на Мукэльчане! Юный мотоциклист кратчайшим путем вывел нас на трассу, и, поблагодарив его, мы поехали дальше. Мост через р.Магадавен был в полутора километрах, часы показывали почти 11 вечера. Было уже совсем не светло. Пора было располагаться на ночлег, и, проехав мост, мы начали поиски подходящего места. Оно довольно скоро нашлось, как обычно, на островке посреди реки, хорошее и ровное, и даже с песчаным участком для палатки. Поставив палатку, мы собрались было приготовить ужин — но не тут-то было! Верой и правдой служивший нам газгольдер умудрился саморазобраться от тряски и вибраций и наотрез отказывался работать. Внутри газгольдера перекатывались запчасти. Вооружившись отвертками и пассатижами-утконосами, в сумерках подсвечивая себе фонарем, мы полностью перебрали прибор, умудрившись не потерять ни одного болтика. Газгольдер заработал как ни в чем не бывало. Мы приготовили и съели ужин, после чего отошли ко сну.


До Магадана отсюда оставалось около 150км. Чувствовалось, что поход идет к концу...


Проехали 113,31 км за 07:34 часа, средняя скорость 14,96 км/ч, всего от Сусумана 470,36 км


Дневной трек:
Рельеф трека:

Далее: День седьмой


 
  1. почему-то я не заметил того старого моста...
    Его уже нет или...?
  2. В 2009 остатки его еще были на месте, в куче фоток вот тут есть.
  3. Или ты про Иганджинский большой?
  4. Его уничтожили в июле 2012
  5. Поглядел фото Мой-Уруста и стало как-то скучно. Там над посёлком, выше,наши фамилии выложенные камнями.Да-а, было время исходили мы все окресности с сыновьями.... Теперь вот немного приболел и думаю купить велосипед и припомощи этого средства излечиться от болезни лёгких! Таблетки это путь в никуда на радость евреям и их обогащение за счёт нас пенсионеров!Вот и зашёл на огонёк к вам, прочёл всё о велосипедах, как и что выбирать, в принцыпе я был около своего выбора! Благодарю за науку о выборе (машины) на двух колёсах !
    • Гость | 10.37.58.238
    • 05.02.2014 20:51





Пожалуйста, введите слово, которое вы видите на картинкеОбновить картинку