ЛИХИЕ ПЕРЕВАЛЫ «ПЕРЕВАЛА»

Магаданский кросс-кантри клуб «Перевал»: камрады разрабатывают новые маршруты


— В 1998 году был на Аляске, зашел в один из специализированных магазинов, увидел горный велосипед и загорелся, — отвечает на вопрос «Как все начиналось?» Евгений Бондарев. — Через несколько лет мечта осуществилась. Обошелся недорого: пять тысяч шестьсот рубликов. Но появилась проблема. Одному кататься скучно, да и неинтересно в городе. Надо было искать единомышленников. И тогда решил обратиться к услугам локальной сети. А дальше.
Первым зафиксированным фактом в истории клуба являются сообщения камрада JeBond (в реальном пространстве Евгения Бондарева) на форумах «Эльсинтеза» и «МагЛАНа», датированные 2 мая 2006 года:
«Предлагаю собраться в клуб для организованных выездов на природу на горных или любых других велосипедах. Знаю минимум 4 интересных маршрута за городом, где можно испытать свои силы и проверить прочность железного коня.
Наверняка есть еще куча мест, где можно прокатиться, но для этого надо собраться и пообщаться. Оставляйте свои координаты тут или пишите личные сообщения. Вот электронная почта: jb@maglan.ru»
Сообщение не осталось без внимания у местных виртуальщиков.
Оговорюсь сразу: в материале использованы ники — виртуальные имена ребят. Это их просьба, да и родился клуб в локальной местной сети, поэтому, думаю, так будет справедливо.
В этот же день к JeBond присоединилась группа из трех человек: RuinerUnleashed (в миру Александр), WengerX (он же Дмитрий) и Asuka.
Стартовали 9 мая 2006 года уже двумя группами: с Марчеканской сопки и с Радиста, по объездной дороге докатив до горнолыжной базы. В первом заезде участие приняло семь человек, нынешний костяк клуба. Стихийно созданное сообщество начало свое существование.
Год 2006 был богат походами. Их география – близлежащие районы и поселки.


Но представлю слово их участникам.
Камрад КоМак о походе на Новую Армань:
— В общем и целом поход получился на высший балл, это при том, что подобные обычно сразу повторять не хочется: сам по себе маршрут необыкновенно интересен и красив, но осложнялся жарой и насекомыми — не комарами и мошкой, а оводами. Их миллионы, не отстающие даже если байк (по-простому велосипед) несется со скоростью 30 километров в час. Не совсем благосклонны к нам были и аборигены тех мест. Один из них всерьез испортил отдых, сначала заявившись пьяным «знакомиться», а затем вернувшийся со стволом, которым размахивал в нашу сторону. Но главное — основная российская беда — отвратительные дороги. Из приятного запомнилось дивное озеро, чистейшее и такое холодное, аж дух захватывало.
Обратный путь тоже был несладок. Добрались до поселка Уптар, откуда эвакуировались на такси с помощью приятеля, которому огромное спасибо!


Камрад WengerX о походе на Талон:
— Прилив в ту памятную субботу был ранний, большая вода в полседьмого утра. А значит, и переправа рано закончится. Поэтому встать пришлось в пять. Сборы были недолгими: навьюченный поклажей байк ждал меня в гараже с вечера.
На улице было прохладно, стоял туман и даже немного моросило. Быстро погрузившись в микроавтобус, поехали на переправу. Ехали в темпе, и на Яну прибыли примерно через полтора часа. Переправа прошла без приключений. Мы выгрузились с плашки в 8:50 и потихоньку покатили на запад, навстречу приключениям. Дорога отличная, ровная и никаких подъемов. Ветер на этом участке также нам явно помогал – без особого напряжения мы держали скорость выше 20 км/ч. Вскоре потеплело, начало проглядывать солнце. Мы разделись и поехали дальше. Интересно — местами на дороге обычной масляной краской были написаны разные приветствия, а также зачем-то названия населенных пунктов Магаданской области. После крутого правого поворота, уводящего дорогу от моря, на горизонте показался п. Балаганное. Здесь мы посетили местное сельпо, подкупили продуктов, перекусили и поехали в сторону поселка Талон.
Дорога по-прежнему была ровная, насекомые не одолевали, солнце не пекло — просто райское катание.
Ближе к месту назначения начали попадаться разбитые участки, но их общая протяженность вряд ли превысила километр, что является, безусловно, недосягаемым образцом для наших дорожников.
Люди в селении оказались доброжелательными, многие подходили и интересовались, откуда мы.
После короткого привала отправились дальше. Дорога после Талона стала хуже. Наши байки шли по ней неохотно, особенно «Турист» камрада Tpavel с узкими шинами и слабо подходящим для такой дороги набором передач. Через восемь километров у него село на обод заднее колесо — лопнул обод. Поломку своими силами устранить не представлялось возможным. Помог счастливый случай — проезжавшая машина, водитель которой Максим уже встречался нам по пути. Он посоветовал дотянуть до рыбозавода и отремонтироваться у его коллеги Евгения. Сказано — сделано. На рыбозаводе здоровье байку мы поправили, решили ехать дальше, но камраду Тpavel в этот день не везло. Снова поломка, отягощенная травмой. К тому же дорога дальше оказалась непроходимой. Вернулись на рыбозавод, переночевали в санаторно-курортных условиях, правда в своих спальниках.
На следующий день, в воскресенье 23 июля, во второй половине дня были уже на берегу Яны. Переправились через лиман на моторке. В последний раз байк, он же Франкейштейн, камрада Tpavel, взбрыкнул за двадцать метров до машины: заблокировалось заднее колесо. С ремонтом связываться не стали, на руках донесли его до машины. На том поход и закончился.
Вообще при наличии хорошей рембазы мы в состоянии справиться со многими поломками. Но все-таки лучше выезжать на исправном байке, чтобы не маяться потом в дороге.
Впечатлений от похода море. Видели медведя, вернее, его заднюю часть, убегающую от собак, переднюю так и не усмотрели.
Обязательно надо съездить туда еще. Может быть, вообще сделать этот маршрут традиционным. Он того однозначно стоит!


К этим словам могу добавить лишь одно: маршрут Магадан-Талон, по которому прошли ребята, знаком не понаслышке. Еще в шестьдесят седьмом прошел по нему пешком. Места знакомые, можно сказать, родные, особенно село Балаганное: жил недалеко от Талона, в шести километрах, в поселении Тридцатое, где в конце пятидесятых – начале шестидесятых обитали бывшие заключенные широко известного во времена сталинских репрессий женского лагеря.
Пройти по нему – это знаете, чего-то стоит. Здесь не только проверка сил молодого поколения, но и путешествие по историческим местам нашего многострадального колымского края.


Название — кросс-кантри клуб «Перевал» — выстрадано в долгих обсуждениях. Члены клуба именуют себя камрадами — в их вольном переводе слово означает «хорошего человека» и, конечно, «отличного велосипедиста». Камрады не остановились просто на организации велопоходов по достопримечательностям Магаданского края. Создан и собственный сайт на базе компании «MagLAN», электронный адрес: http://ontheroad.maglаn.ru (есть и "зеркало" в локальной сети Магадана: http://ontheroad.maglan.nеt). Желающие могут заглянуть, думаю, не разочаруются. Название сайта говорит само за себя: «Клуб отважных велосипедистов Магадана». Здесь есть все: описание походов, дельные советы, как подобрать байк, как заботиться о своем здоровье в походе. И, разумеется, фотографии — главные трофеи велопоходов. Хотя что это я? А здоровье, прекрасное настроение, запас бодрости, оптимистический настрой и планы на будущее?!


Продолжаем разговор с создателем клуба JeBond:
— За это лето у вас накопился опыт, появилось название. Что дальше?
— Опыт действительно приобрели, и немалый. Кроме тех походов, о которых рассказали камрады, были и другие: бухта Светлая, поселок Стекольный, мыс Островной, Ольская трасса. По окрестностям Магадана неплохо покатались.
Решили зарегистрировать клуб уже как официальное общественное объединение. И — вперед за новыми впечатлениями!


Не так давно, 18 ноября, двое наших камрадов WengerX и КоМак открыли первый зимний велосезон в Магадане и сделали выводы:
1. Кататься зимой можно и нужно!
2. Нужны шипованные покрышки. Без вариантов: никакая «злая» резина даже на укатанном снегу реально не удержит. Проехать не дыша пару-тройку километров можно, конечно, и без шипов, но чтобы кататься по-нормальному, тем более с рюкзаком, они нужны.
3. Обязательно нужна фара. Зимой темно. Встречные машины видят байкера с фарой издалека и даже переключаются на ближний свет. Кроме того, думаю, стоит обзавестись маячком сзади — для нагоняющих машин и для ориентира едущим следом байкерам.
4. Нужно хорошо одеваться — все-таки скорости порядочные по сравнению с пешим хождением. В этот раз ноги изрядно замерзли.
Надеюсь, это начинание не останется без продолжения.


А вообще планов на будущее много. В 2007 году решили предпринять большой поход по Тенькинской трассе, повторить поход в Заречье (правая сторона реки Яна до Талона), в Хасынский район, на озеро Пепельное и поход на восток, навстречу солнцу.
— Евгений, в чем же основное отличие простого велосипедиста от камрада-байкера?
— Обычные велосипедисты ездят по хорошим дорогам. Нам же предпочтительней бездорожье. Отсюда и название: кросс-кантри клуб «Перевал». — "В этом названии раскрыта специфика передвижения по нашей дико холмистой и гористой области, — добавил камрад КоМак. — Труд подъема, короткий отдых и сумасшедший драйв спуска».
— Евгений, представь постоянных членов клуба.
— Представлять не имеет смысла. Кто захотел, выставил для желающих познакомиться на нашем портале свои основные характеристики.
Вот некоторые из «резюме» камрадов:
«Камрад WengerX, по паспорту Дмитрий, wenger@mail.ru. Катаюсь давно. Стараюсь не пропускать покатушек, но иногда приходится. По жизни занимаюсь компами, связью, Интернетом, но в последнее время плавно увеличивается доля административной работы. Всегда рад видеть камрадов на этом портале.»
«Камрад JeBond. С детства любил механизацию в любом проявлении. Зимой делал машинки на электромоторчиках и всякую всячину из конструкторов, летом катался на велосипеде. Моя Велоистория: «Школьник» – «Орленок» – «Кама» – «Спорт» (Харьковский вело завод, 5 скоростей) – «Стелс» (Навигатор 530, 18 скоростей). Все время увлекался активными видами спорта: горные лыжи, большой теннис, тэнг-сю-до, атлетика. Без движения чувствую, что хирею. Очень рад, что получилось найти людей с интересом к велоспорту и туризму! Это увлекает так, что свободного времени совсем не остается.»
«Камрад AtOm. Зовут по-разному — кто Слава, кто Славик, кто Атом. Это смотря кто зовет, иногда сам прихожу. Лет мне 18, о лисапеде мечтал очень давно, лет с 10. В то время отдал концы мой «Олимпик», и больше собственного велосипеда у меня не было. Ник AtOm, и велик «Атом» — так уж совпало. Велику рад до безумия, невзирая на малые технические трудности. Байк сам по себе не капризный. Купил я его 03.07.2006, с тех пор живем дружно, как учил кто-то из мультгероев. Сначала сам покатал по окрестностям города, позже уже в компании принял участие в дневной покатушке. Отдельное спасибо Руслану aka NeoN за тренировки и камраду JeBond за технические советы и помощь с настройкой велика.»
«RuinerUnleashed. Мой байк — Author Kinetic '05 в стандартной комплектации. Туда прикручен велокомп, правое перо обернуто черной изолентой, а правой заглушки на руле нет. Заглушку я потерял, когда убрался через руль в течение 20 минут после того, как первый раз сел на байк.»
«КоМак. Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный, но крайне скверный. Привычки исключительно вредные. Замечен. Не привлекался. Беспощаден к врагам велосипедистов. Способен на все. Предпочитаю стройных темноволосых дев, при виде которых теряю волю. Помимо темноволосых дев уделяю незначительное внимание фотографии и авиасимуляторам.»
«Камрад SerP. С 8 мая 2006 г. пересел на байк, с тех пор пешком почти не передвигаюсь. Кроме этого получаю ни с чем не сравнимое удовлетворение от постижения новых языков программирования, а еще закончил 4 класса музыкальной школы: на баяне учился играть и на балалайке.»
«Камрад JudgeSlayer (Тимур). 27 лет, женат, работаю. Люблю быстро ездить, но не люблю больно падать. Все равно куда ехать, если есть возможность...»
«Камрад NeoN (Руслан). 25 лет отроду, Велосипедом сильно не увлекался, в детстве катался на «Медвежонке», «Орленке», «Школьнике», «Салют» был моим последним конем лет в 15, после этого я отважно катал вату. На данный момент юзаю коня Nordway Lighting. Конь отлично все понимает, слушается, живем в дружбе, не ссоримся. Приобрел его 09.06.2006 г. в магазине «Лидер», после чего сразу оттуда поехал на работу (на сутки). Утром 10.09.06 встретился с командой отважных велосипедистов, которая, приняв меня за своего, с радостью разрешила вступить в ихние ряды, и мы отправились на Водопад. Раньше я кроме Старой Веселой никуда не выбирался. Теперь благодаря им я побывал во многих красивых местах, за что им отдельное спасибо.»


Вот такие ребята живут в нашем городе. А все началось спонтанно: купил человек велосипед в магазине, и захотелось ему. Можно было написать и больше, жаль, газетная полоса мала, но думается мне, что мы с ними еще встретимся. А кто торопится, заходите к ним на портал. И душой отдохнете, и, глядишь, желание появится влиться в дружную компанию.


Так как большая часть материала принадлежит самим ребятам, на авторство совершенно не претендую и подписываюсь скромно:
Записал Анатолий АЛИМОВ