ПИТАНИЕ В ВЕЛОПОХОДЕ


Теоретическая база
Питание велотуриста. А в чем собственно проблема?
Как и когда есть?
Зимний поход


Пришла пора поговорить о питании в велопоходе. Ведь, правда, много говорят о питании спортсмена во время тренировок и соревнований, поговаривают о питании в покатушках, а походы как-то остаются в тени. Как говорят в налоговой инспекции: "Пора выйти из тени".


Теоретическая база – опыт грандов.


Что мы сегодня можем нового сказать о еде путешественника, когда в нашем городе трудились и работали на благо велотуризма настоящие гранды, глубоко продвинувшие теорию и практику питания в велопоходах? Практически ничего – наша задача только донести мысли Столпов велотриузма до сегодняшнего читателя. Итак, питание в велопоходе строится на следующих основополагающих идеях. Первая – народная поговорка, ставшая достоянием широких слоев современной общественности благодаря Александру Боровскому (Ыфту), который, услышав ее из уст знаменитых велотуристов, запомнил и рассказал нам. "Велотурист должен есть часто, но помногу". Это один из краеугольных камней в теории велотуристской еды. Когда мне говорят, что какая-то там группа плохо ехала по маршруту, то первым делом я спрашиваю, как они питались. Если мне отвечают, что группа ела дважды в день утром и вечером, то мне лишь остается констатировать факт: с таким подходом к еде далеко не уедешь.


Второй, столь же краеугольный камень в современной теории организации велопоходной еды, был заложен знаменитым велотуристом, мастером спорта Ильей Коганом. Илья, кстати, является не только большим теоретиком велотуристской еды, но и выдающимся практиком. В частности, именно он изобрел "бутерброд имени Когана" – зефир в шоколаде с пряником. Так вот, наказ Ильи велотуристам всех времен и народов таков: "Всё мыть, ничего не есть!". Как видите, все просто. Хотите правильно и без проблем питаться в походе – основывайте свою деятельность на этих двух постулатах.


В этом месте наш рассказ можно было бы завершить, однако, боюсь, что изложенные факты нуждаются в комментариях и детальном рассмотрении, чтобы широкие массы начинающих велотуристов могли легко применять полученное знание на практике. Ничего удивительного нет – Библия тоже одна, а книжек с ее толкованиями сотни тысяч, если не миллионы.


Итак, разделим все велопоходы по пищевому признаку. Нет, конечно, речь не о съедобных и несъедобных походах. Речь идет об автономных, неавтономных и экзотических мероприятиях! Согласно этой классификации мы и рассмотрим организацию питания велотуриста.


Питание велотуриста. А в чем собственно проблема?


В самом деле, в чем собственно заключается проблема питания велотуриста? Если речь идет об автономном походе (таковым будем считать поход, где есть, по крайней мере, 48 часов, во время которых байкер не может купить еды), то проблемы таковы:


· Как обеспечить нормальное питание в автономном походе, сведя к минимуму вес раскладки?
· Как рассчитать необходимое количество еды так, чтобы не глодать кору деревьев в последний день, и не чувствовать себя ишаком в день первый?
· Как сохранить продукты в раскладке от порчи?
· Какие продукты в раскладку включить, чтобы минимизировать время на их приготовление. Это бывает очень важно, когда группа идет в поход "на газу". То есть готовит еду на газовых горелках. Понятно, что в этом случае приходится экономить не только продукты, но и газ, а для этого как раз, нужны быстроразвариваюшиеся продукты.


Если мы будем говорить о неавтономном походе, когда турист может посетить хотя бы один магазин в день, то проблем с питанием значительно меньше.


· Как организовать закупки так, чтобы лишнего не тащить, но и без необходимого не остаться?
· Что взять с собой из города, а что докупать по ходу?
· Что включать в общественную еду, а что пусть народ докупает сам как хочет?
· Что следует избегать закупать во время похода, во избежание неприятностей с пищеварением?


Наконец, единая проблема для походов всех видов: что и когда есть? С нее, пожалуй, и начнем!


Как и когда есть?


Велотурист во время похода должен есть постоянно, прерываясь, разве что на сон. Именно это сказано в приведенной в начале народной мудрости: "Велотурист должен есть часто, но помногу". Истинная правда! Хочешь ехать долго – ешь. Как это бывает на деле?


Рассмотрим обычный летний поход. Велотурист встает и завтракает. Что у него в тарелке – рассмотрим ниже. Затем, он набирает воду во фляжки и "затаривается" сухофруктами, карамельками, орешками, арахисом. Ажиотажным спросом пользуются конфеты типа "Коровка". Хороши бывают козенаки! Все это лежит у него в карманах или едет в велосумках таким образом, что он может постоянно "поклевывать", при первых позывах голода. Обращу внимание, что такие замечательные продукты как шоколад и мед не подходят для "поклевывания". Шоколад плавится на солнце, а мед плохо отскребается от стенок карманов.


В походах спортивного плана с невысокой автономностью, не бывает просто остановок. Проехали 30 км, скажем, от лагеря до озера и остановились? Тут же завхозом достается сумочка, в которой лежат пряники, печенье и так далее. То есть практически любая остановка сопровождается легким перекусом. Не надо думать, однако, что это получается не поход, а сплошное обжорство. Перекусы идут легкие. Один – два пряника, или там горсть орешков. Исключением из правила могут быть походы по сильной жаре, когда ничего в рот не лезет, и с небольшими нагрузками, когда есть просто не хочется.


Таким образом, велотурист доезжает до обеда. Обед – главная еда! Про него даже есть афоризм "обед он и в Африке обед". Я был в Африке, проверял – голая правда! Что есть на обед мы, опять же, рассмотрим ниже, а пока отметим, что обед – плотная еда, а посему не стоит сразу после него садиться в седло. Надо дать организму возможность уделить внимание перевариванию пищи. Однако! Если вы строго выполняли рекомендации по "поклевыванию", то у вас вряд ли будет высокая мотивация съесть за обедом столько, чтобы потом лежать два часа пластом. Не надо переедать – впереди еще пол дня на движение! Если вы обошлись без излишеств – через 15 минут можете быть в седле, и еще 30 – 40 минут ехать в "щадящем режиме", избегая въезда в перевалы наперегонки и других пиковых нагрузок.


Пополнив за обедом запасы конфет и сухофруктов, можно ехать далее, до самого вечера, когда вас поджидает ужин. После вечерней еды народ оправляется спать, поэтому, сильно усердствовать не надо. Можно приналечь на чай, восполняя потери жидкости от езды на солнышке. Вечером можно пить без ограничений! Это, кстати, нельзя отнести к дневному времени. Днем велотурист должен пить аккуратно. Пить надо сколько хочется, но соблюдая определенные правила:


· Пить только маленькими глотками.
· Пить только небольшими количествами с перерывами!
· Пить только достойные продукты: минеральную воду, чай, зеленый чай, просто воду.
· Не пить очень холодную воду или воду из подозрительных мест. Первое чревато "простудой", второе – отравлением.
· В целом "не перепивать". Надо отрываться от фляжки до того, как наступит чувство, что жажда утолена.


В подавляющем большинстве походов нагрузки не такие пиковые, как в гонке, а более длительные, но с меньшей интенсивностью. Поэтому, если даже вы пренебрежете правилами питья, и залпом осушите 3 литра кока-колы на перевальном взлете, то, скорее всего, летальный исход, или еще какие-то жуткие проблемы со здоровьем вам грозить не будут. Другой вопрос, что этим вы не принесете пользы здоровью, дав дополнительную нагрузку на сердце. Ну и после обильного питья тяжело ехать.


ЗИМНИЙ ПОХОД


Должен ли велотурист есть в зимнем походе? Ответ безусловно положительный: да, должен. В чем же различие организации питания зимой и летом? Принципиально отличие состоит в том, что зимой велотурист, как правило, не может просто так на полчасика остановиться отдохнуть в лесочке. Стоит только слезть с велосипеда, как тут же холод своими костлявыми лапами пробирается под одежду. Таким образом, приходится либо разводить костер, либо есть буквально на ходу, пританцовывая, чтобы не замерзнуть окончательно. Исключения составляют мартовские деньки, когда солнышко уже припекает.


Итак, зимний велотурист также едет с полными карманами сухофруктов, орешков и карамелек, "поклевывая" на ходу. А вот на обед останавливается обязательно с костром. Кроме этого, в разгар зимы, когда дни короткие, вместо обеда бывает перекус с термосом. За завтраком вы заливаете кипяток в термоса, и днем используете его, разводя быстрорастворимые супа, вермишель. В конце февраля – марте, когда дни становятся длинными и можно ехать долго, днем бывает два перекуса. В полдень – перекус с термосом, а часа в 3 – обед с костром.


Кроме этого, важно отметить, что зимой у туриста изменяется вкус. Если летом ему, к примеру, становится дурно только от одного вида сала, то зимой он уплетает его за милую душу. Постоянное нахождение в холодных условиях располагает к потреблению более калорийной и жирной пищи.


Теперь важно сказать о питье во время зимних походов. Здесь есть кардинальное отличие от походов летом: пить зимой не надо. Хорошо летом – выпил минералки, едешь, потеешь. Вода испаряется с поверхности кожи, тебе хоть чуточку, а становится холоднее. Тот же эффект куда менее приятен зимой. Едешь, потеешь. Неуспевающая испаряться через снаряжение (в том числе мембранное) вода, создает ощущение дискомфорта. В конце дня со внутренней стороны ветровки приходится вытряхивать лед. Чем меньше пьешь, тем меньше потеешь, тем комфортнее себя чувствуешь. Да и что пить-то? Залитая во фляги вода замерзает. Остается только чай на привалах. Но и здесь не надо усердствовать. К тому же, потери влаги зимой несравнимо меньше, чем летом.


источник: ВелоПитер