Посвятил сегодняшний вечер ревизии передней втулки.
Походу пришлось изготовить специальный ключ для откручивания соответствующих гаек.
Сделал несколько выводов.
1. Оптимальное место для обслуживания втулки – гараж.
2. В домашних условиях самое сложное – подобрать моющее средство, по силе действия эквивалентное или превосходящее соляру и керосин, поскольку современную качественную водостойкую смазку тяжело вымыть даже кипятком (я ставил эксперименты с закипевшим чайником) и лошадинными дозами фейри. Соляра и керосин в домашних условиях неюзабельны, ибо, пардон, смердят, что приводит в исступление жен (блаженны одиноко живущие холостяки!).
Если по первому вопросу полная безнадега, то по второму есть где копать.
Задача простая: найти упомянутое чудо-средство, радикально смывающее смазку, как минимум без запаха (максимум – благоухающее фиалками). Использовать для этих целей водку не пробовал, но возможно попробую. Искать буду в интернет.
Может кто уже владеет формулой волшебного эликсира, или есть блестящие идеи?

Необходимые исследования провел.
Вывод. Невонючего средства нет. Поэтому домушникам (обслуживающим байк на дому) следует проследовать :) в хоз.маг, где отнюхать энное количество растворителей, выбрав наименее вонючий. Керосин, который там продается, самый вонючий. Остается Уайт-спирит (о котором отзывы не шибко), и прочее подобное. Я остановил свой выбор на патентованом изделии "Растворитель 651".
Вспомнил — хорошо отмывает старую смазку аэрозольное средство ABRO с тефлоном (оно типа WD-40,возможно и WD-40 подойдет). Имеет слабый и довольно даже приятный сладковатый запах. И трубочкой можно подать струю туда куда надо. Кроме того, исключается всякая возня с водой и фейри, и опасность того, что вода останется в узле. 250мл, цена летом была 120р. Фотка баллона:

Wenger X


В общем и целом алгоритм ухода за втулкой, учитывая специфику домушников, таков:
Понадобится:
– Фейри, растворитель, смазка;
– Небольшая среднеглубокая емкость (юзаю кастрюлю, диаметром сантиметров в 30) металлическая баночка (из под кофе или подобного);
– Зубная щетка, губка для мытья посуды;
– Ключ семейный, ключ разводной, пинцет (желательно – с изогнутыми кончиками).
– Если разбирать будем втулку заднего колеса, то еще понадобится инструмент чтобы снять кассету и трещотку.
Все что нужно на фото (кроме шестигранника на десять, ну да его каждый видел):

Шестигранник на 10 нужен, чтобы снять фрихаб со втулки — но если не стоит задачи перебирать этот фрихаб — откручивать его со втулки не имеет смысла.

Приступаем.
1. Готовим плацдарм — подстилаем газетку, обширную тряпку под колесо, которое будем курочить.
2. Снимаем эксцентрик, откручиваем гайку на одном из концов втулки, все гайки помещаем в металлическую баночку. Если втулка с резиновыми пыльниками — снимаем их тоже, и убираем в сторонку. Резиновые детали вроде пыльников и покрышки колеса нужно оберегать от действия растворителя.
3. Осторожно вынимаем из втулки полую металлическую ось, с которой открутили гайки. Осторожно потому, что возможно выпадение шариков насыпных подшипников, которые нельзя утерять. При густой смазке шарики могут прилипать к конусам оси, либо оставаться в канавках корпуса втулки, либо закатываться в его середину. Ось осматриваем на предмет прилипших шариков, и очистив от оных, кладем в кастрюлю. Найденные шарики помещаем в металлическую баночку. Обращаем внимание, что на оси два конуса — один из них мы открутили, а второй законтрен наглухо. Запоминаем, с какой стороны колеса был "глухой" конус — впоследствии желательно собрать все точно так же.
4. Вооружаемся пинцетом и начинаем вынимать шарики из втулки, помещая их в металлическую баночку. Вынув последний видимый шарик, тщательно (насколько возможно) осматриваем внутренность втулки, после чего подсчитываем число извлеченных шариков (их дожно быть четное количество. На большинстве насыпных втулок Шимано спереди 20 небольших шариков, сзади 18 шариков покрупнее). Если количество шариков свидетельствует о том, что ни один не утерян, переходим к п. 5. Если подозреваем что утерян – предпринимаем меры для исчезновения подозрений (ищем, ищем, еще раз ищем).

Нужно снять кассету и трещотку, если речь идет о втулке заднего колеса.

5. Кладем колесо на кастрюлю (спицами на края кастрюли, чтобы втулка находилась по центру емкости). См. фото:

Берем зубную щетку. Зубная щетка должна быть заранее слегка подточена по бокам,чтобы впритирку проходила втулку насквозь. Поливая зубную щетку и внутренность втулки растворителем, осуществляем вращение щетки, вымывая из втулки старую смазку. Лежащая на дне кастрюли ось с конусами (см. п. 3) при этом обильно орошается растворителем, прошедшим сквозь втулку. Зубной щеткой орудуем до полного просветления, периодически переворачивая колесо, после чего отмываем этой щеткой ось.
6. Наливаем немножко растворителя в металлическую баночку, и начинаем ее крутить в руках, чтобы шарики и шайбы активно взаимодействовали с растворителем. Банку крутим до полного просветления. По достижению полного просветления сливаем в кастрюлю отстой из банки, проследив чтобы оттуда не "слились" шарики и шайбы с гайками. В свою очередь отстой из кастрюли сливаем еще куда-нить (можно в унитаз, можно в какую-нить стеклянную банку для последующего вторичного использования в будущем).
7. Передислоцируемся в ванную: переносим туда колесо, и водружаем его на раковину. См. фото:

Снимаем с душа распылитель, чтобы получить струю воды. Поливая щетку фейри, начинаем очищать втулку от растворителя, периодически переворачивая колесо. Венчаем процесс долгой промывкой внутренности струей горячей воды из шланга от душа. Покончив с очисткой, убираем обод в исходное помещение.
8. Наливаем в металлическую баночку фейри, и разбавляем очень горячей водой, после чего начинаем крутить банку. Пару раз меняем воду и фейри. Крутим до достижения необходимой чистоты. Там же зубной щеткой и фейри отмываем ось (см. п. 3) от растворителя. Ополаскиваем баночку, уносим в исходное помещение вместе с осью.
9. Ждем полного высыхания деталей и втулки.
10. Цепляем пинцетом шарик, окунаем его в смазку, и закладываем в канавку во втулке (вот для чего нужны изогнутые концы пинцета). Укладываем таким образом все шарики, следим чтобы они ровно легли в канавку. Вариант — отверткой наложить литола в канавки втулки, и уложить туда пинцетом сухие чистые шарики — они будут приклеиваться и никуда не укатятся. Про должной сноровке это можно делать намагниченной отверткой.
11. Берем ось (см. п.3), и аккуратно просовываем ее сквозь втулку с правильной стороны, внимательно следя, чтобы не выдавить ею какой-нить шарик.
12. Ставим конус, шайбы в той же последовательности, в которой они стояли и закручиваем гайки. ВНИМАНИЕ! особое внимание и осторожность, чтобы не перетянуть (недотянуть) гайки. Критерий — легкость хода и одновременно полное отсутствие люфта. Тут есть тонкость: на самом деле можно оставить едва ощутимый люфт — он скомпенсируется тяжением штока эксцентрикового замка при установке колеса на байк, и теоретически байк будет катить на полпроцента лучше :) Контрить гайки "со всей дури" не нужно — может "уплыть" настройка конусов; собранная втулка, зажатая эксцентриком на байке, и так никуда не денется.
13. Если были — ставим на место пыльники, смазав их изнутри консистентной смазкой, чтобы у воды было меньше шансов попасть внутрь. Кроме того, можно положить немного той же смазки в лабиринтные уплонения (если таковые есть во втулке) с той же целью.
14. Несем собранное колесо в ванну, и тщательно протираем губкой для мытья посуды (с фейри) тормозной диск и/или обод колеса.
15. Все.