Прибамбасы
Это такие вещи, без которых жить вполне можно, но не так интересно.
Багажник
Без Б. велосипед представляет из себя очень малую ценность для туризма. Поскольку припасы и снаряжение даже на однодневный поход могут быть объемистыми и/или тяжелыми, а груз на спине (и давление на пятую точку) надо максимально облегчать. Если же добавить к походу ночевку, то все становится еще хуже. Правильный Б. прочный, с болтовым креплением к перьям рамы у задней втулки и у подседельной трубы и вызывает зависть у не имеющих Б. байкеров. Хорошо, когда ваш байк имеет предусмотернные изготовителем специально для установки Б. усиленные места крепления на раме — при выборе байка стоит обращать на это внимание. Бывают Б., которые крепятся только к подседельной трубе, но они совершенно непригодны для перевозки больше чем пяти килограммов груза, и на них сложно этот груз качественно приторочить. По этой же самой причине для туризма плохо приспособлен байк системы "двухподвес", так как отсутствует возможность поставить на него жесткий Б. из-за подвижности заднего треугольника относительно рамы. К Б. нужно приобрести резинки с крючками от эспандера — ими очень удобно приторачивать вещички.
Велокомпьютер
Прибор, похожий на часы с ЖКИ, устанавливаемый обычно на руле. С помощью нехитрого электронно-механического приспособления (для знатоков: магнита и геркона) тупо считает количество оборотов колеса (обычно переднего), длина окружности которого вводится владельцем в память В. заранее. А так как в составе В. имеются довольно точные часы и нечто вроде арифметическо-логического устройства, то ему не составляет труда, умножив одно на другое, получить пробег, а разделив его на прошедшее время, вычислить скорость движения. Более продвинутые В. также могут показывать ряд других важных вещей вроде средней скорости, пульса,
каденса[link1] и прочего. По большому счету, есть две фирмы, выпускающие В.: Sigma Sport и Cat Eye. Популярные В. Stels — это именно бюджетные модели Cat Eye с соответствующей маркировкой.
Подседельная сумочка
Вешается за низ седла и крепится за подседельный штырь. Удобнейшая штука. В ней возить камеру, аптечку, шестигранники и прочие полезности гораздо удобнее, чем за плечами, на поясе или в чулках :)
Рога
Устанавливаются на руль и помогают не устать руками, меняя хват по мере утомляемости. Если рога карбоновые — они теплые для рук, что очень приятно в холодное время.
Фляга с флягодержателем
Ставится на раму — на правильной раме не менее двух мест для крепления Ф. Наличие Ф. на раме позволяет байкеру пить не останавливаясь, и даже, при некоторой тренировке, давать попить камрадам на ходу. Это способствует тому, что байкер не ленится попить (а без Ф. — ленится, так как надо останавливаться, снимать рюкзак, лезть в него за бутылкой, пить воду, складывать все обратно, а потом еще и догонять камрадов) и таким образом сберегает свое здоровье и суставы. Рекомендуется установить две Ф. — запас хода прилично увеличится. Существуют также поясные сумки с карманами под флягу, но на раме все же удобнее. Есть и минус — Ф. забрызгиваются грязью, но для нормального байкера это фигня :)
И еще немного о флягодержателе. Хороший флягодержатель — такой, в котором прочно держится стандартная полиэтиленовая литровая бутылка. Еще лучше, если флягодержатель будет не алюминиевый — алюминиевые сильно пачкаются. Окрашенные алюминиевые флягодержатели тоже пачкаются, как только с них слезет краска — а это происходит очень быстро.
Мега-флягодержатель фирмы Topeak. Как видно, в него отлично встает и прочно закрепляется любая ПЭТ-бутылка объемом 1,5л. Верхний кронштейн имеет винтовой механизм с пределами регулировки по высоте 40мм, а также резиновую лямку, охватывающую горлышко. Из такого флягодержателя бутылка не вылетит при любом раскладе. Очень полезная вещь для дальней поездки. Минус: на ходу конечно не попить и второй флягодержатель уже не поставить (если конечно рама не 23" или больше).