Пешая радиалка на рудник Бутугычаг
Ночка выдалась холодная. Вода в бутылках покрылась коркой льда. Деревья, мох, палатки покрыты слоем инея. Мы прилично промерзли в палатках. Спальники Verticale Icefall, которые были у всех, явно не держат минуса. Следующую ночь спали в одежде, но помогало мало. Итогом стала простуда у двух членов команды, которую не удалось полностью забороть до конца похода.
А место при свете утра оказалось довольно красивым. Нашелся и подход к ручью поближе.
Сегодня нам предстояла радиалка на рудник Бутугычаг. По имеющимся сведениям, в том числе свежайшим от новосибирско-питерской команды, которая была там пару всего недель назад, дорога невелопроезжабельна из-за ручья, текущего по большей ее части. Поэтому отправляемся пешком, спрятав палатки в низинку от лишних глаз.
Дорога через примерно километр встречается с ручьем, текущим из долины Бутугычага, и как-то теряется. Мы двигаем вверх по ручью, то и дело переходя на разные стороны в поисках более удобной дороги. Но сквозь кусты продираться приходится все равно. Как выяснилось на обратном пути, мы всё же избрали неверный путь. Следовало пройти чуть дальше, тогда мы бы не потеряли дороги. Наконец, мы выходим на неё возле какой-то низенькой каменной стеночки. Отсюда дорога в неплохом состоянии поднимается к руднику.
Рудник Бутугычаг работал в конце сороковых – начале пятидесятых годов на добычу урановой руды в рамках ядерной программы СССР, а еще раньше также и на касситерит. Состоял рудник из множества шахт, обогатительной фабрики и нескольких лагпунктов для заключенных, бывших там основной рабочей силой. Место это среди колымских лагерей считалось гиблым. Конечно, тяжелый труд в шахте здоровью не способствует, а самой опасной, видимо, была работа на обогащении. Но мнения некоторых "исследователей" о 300 тысячах погибших там и об опытах над людьми не стоит воспринимать всерьёз. Вот воспоминания поэта Жигулина, сидевшего на Бутугычаге (хотя он тоже несколько привирает).
Мы уже втянулись в распадок. Первое, что мы видим – остатки столбов с колючей проволокой справа от дороги, становятся видны отвалы отработки обогатительной фабрики. Вот и само здание фабрики.
Переходим ручей и направляемся на фабрику для осмотра. Говорят, тут приличная радиация. Дозиметров мы не брали. За 20 минут смертельную дозу мы вряд ли наберем. Стены выполнены из необработанного камня (как и все строения тут) и оштукатурены. Сохранились переплеты в окнах и решетки кое-где. Внутри технологического оборудования нет, только огромные бетонные ванны. Растут деревья. Гигантских грибов не заметили. :) Фотографируем.
Возвращаемся на дорогу и движемся дальше. Чуть выше фабрики участок дороги смыт ручьем. Тут заканчивается путь для любого автотранспорта. По распадку и его боковым ответвлениям открываются склоны сопок, покрытые устьями шахт, угадываемыми по выбросам породы, и исчерканные линиями дорожек, иногда складывающимися в странные иероглифы. Решаем обязательно залезть в какую-нибудь шахту. Там нас должен ждать горшок с золотом! :)
Перспективно выглядит гора слева. Поднимаемся на серединку. Сопка покрыта просто острыми камнями. Проходим мимо сваленного столба. Сюда была подведена ЛЭП. Изоляторы явно местного (стекольненского) производства. Грубое бутылочное стекло с пузырями и трещинами. То, что мы приняли за устье шахты, оказывается чем-то непонятным, шахты нет. Зато отсюда неплохой вид. Видно основную шахту, у которой самые большие отвалы, и несколько других на противоположной стороне распадка. Несколько разрозненных зданий и домиков из того же камня. Остатки крыши сохранились только на одном из них.
Место выглядит довольно сурово даже августовским днем. Ветерок. Представляю, как тут уныло по зиме.
Спускаемся вниз и двигаем в правый распадок. По нему течет свой ручеек. Заходим в сохранившееся здание. Весь пол первого зала усеян ящиками с кернами. Лаборатория? Соседний зал зарос лесом. Боковая стена подмыта ручьем и рухнула. Это случилось этой весной, судя по сохранившимся отпечаткам камней на грунте.
Поднимаемся вверх. Маленький рухнувший домик. Камень без раствора, только мох в щелях, печка. Штабель заготовленных камней относительно удобной для кладки формы. Деревянная колода над ямой. Что это? Вот и бремсберг*, ведущий вверх к устью шахты. Сами рельсы сняты, остались только шпалы, уложенные по выровненному склону. Поднимаемся по ним как по лестнице. Стоят сани из толстых металлических труб. Видимо, использовались зимой по льду.
Устроено всё было просто – электролебедка поднимала и опускала вагонетки. Из шахты рельсы вели на бремсберг и на отвал пустой породы. Управлялось стрелкой. Вот прожектор. На нем нацарапано чье-то стершееся имя и дата – 1951 год. А вот и искомый горшок! Но, увы, без золота. :(
Вход в шахту завален. Устраиваемся на перекус на отвале. Отличный вид. Рассматриваем отсюда вход в главную шахту и решаем отправиться туда. Спускаемся по шпалам. Внизу остатки рельсовой дороги, ведущей дальше в распадок к другим шахтам и лагпунктам. Там их много. Чтобы увидеть всё, нужно потратить несколько дней, но у нас такой цели нет.
Вот и главная шахта. Перед ней остатки ламповой. Лампы, аккумуляторы, самодельный ремешок из транспортерной ленты. Сувениры мы не берем. Вес. Это не для байкеров. Вход в шахту забит толстыми досками. Внутрь хочется, но не настолько, чтобы тратить время на взлом без инструмента. Кому интересно, берите с собой топоры и ломы или уж сразу бензопилу.
На этом осмотр считаем завершенным. Двигаем домой. На этот раз мы проходим весь путь по дороге. Во многих местах ручей течет прямо по ней. Вода на удивление теплая и приятная. Встречаются и сюрпризы вроде двухметрового водопада. Шишига, побывавшая там незадолго перед нами, объезжала такие места сбоку по тайге.
Несмотря на то, что время уже к ужину, варим обед, а через пару часов уже и ужин, ибо по плану положен и обед, и ужин, а выполнение плана – путь к успеху предприятия. А я, соблазнясь изобилием грибов, под мелким дождичком набираю на обочине дороги отборных маслят и жарю в миске.
Завтра, наконец, будем ехать, а ходить пешком – дело утомительное и байкеру непривычное. :)
Далее: День третий
* механизированный скат, сооружение для спуска грузов в вагонетках по наклонной плоскости
-
- WengerX
- 18.09.2008 04:30
У него комфорт — +5С, это чисто на лето. Я после этого похода немедленно купил новый спальник, комфорт 0С — так он вдвое толще Айсфола на ощупь :)