По Тенькинской трассе


Участники: LuisFigo и Глеб.
Время: 12-27.08.13
Маршрут: г.Сусуман – г. Магадан, радиалки на рудник Бутугычаг и на оз.Солнечное.
Галерея похода



Золотая Тенька. Взять ее своими колесами. Увидеть всё, заехать на все перевалы. Время пришло.


Наш поход не первый по этой трассе. В 2007-ом от Сусумана до Магадана проехала команда нашего клуба «Перевал». В 2008-ом новосибирско-питерская команда прошла по ней от Якутска. В 2012-ом Остап катил по ней отсюда в Сибирь в сентябрьские холода.


Градус ведь нельзя понижать? :) Поэтому я планировал немного круче. По дневным пробегам немного больше. И две радиалки: на Бутугычаг и на озеро Солнечное.


Взлетело в августе. Нашелся напарник – Глеб Дробышев Underfined. В июле было бы комфортнее, но обстоятельства таковы.


Расчет был на 10 ходовых дней, из которых на Бутугычаг отводился один, на Солнечное – три, а на Сусуман – Магадан – шесть. Вышло несколько больше :)


Вылетели в Сусуман 12 августа. С посадкой в Ягодном. Там нет ничего похожего на аэропорт, только грунтовая полоса, из построек рядом с ней только пожарный щит и деревянный сортир. Зато очень демократично. Пилот приглашает пассажиров выйти и покурить минут пятнадцать до следующего взлета :)


Зато в Сусумане отвозят на пазике к автовокзалу. Там собрали байки, навьючили и изготовились. Прокатили по городу для обзора и купить газу для печки (возить газ в самолете нельзя).


Сусуман ужасен. Покрытие улиц такое, будто там везде танкоопасные направления, и они уже подготовлены к вторжению супостата. Честно, за такое состояние улиц городские власти надо гнать взашей.


Покинули Сусуман, и походик стартовал!


12 августа, день первый.


Основная трасса, конечно, подтвердила мою к ней нелюбовь. Антивелосипедное покрытие в основном. Ямы, ямки, каменюги, гравий свободнолежачий. Но, правда, нам пару раз повезло. Мы прокатили один участок по свежегрейдерованной дорожке. А в районе поселка Холодный нас посетил когнитивный диссонанс – там уложен километр а с ф а л ь т а! И кладут еще!


Между Холодным и Сусуманом довольно интенсивное движение. Там на речках работают драги. К драгам подведено электричество, снабжение, вывоз…


Всего по основной нам предстояло пройти около 42 км до поворота на Теньку. Поворот был и таким обыденным, и одновременно таинственным и манящим. Солнце светило оттуда! Горы там. Там, где нас ждал первый перевал на том пути.


Лирическое отступление. Я люблю перевалы. Очень люблю. Хотя, бывает, и проклинаю, когда в него, родимого, заезжаю. Просто мне нравится ехать вверх. И каждый перевал тут, который я еще не взял, для меня вызов. И не только. Не противник, а как друг, как любимая, как родной. Такие дела. Люблю.


Пошла Тенька. На сегодняшний день был перевал Лошкалах 1050 м. Докатили до гор и поехали его брать. Он красивый. Он чудесный. Там петли и серпантины. Там из-за поворота возникает новая петля, и вершина оказывается дальше и выше, чем тебе казалось. Взгляд в сторону – чаша меж гор, огромная. Назад оглянуться нельзя, надо за дорогой следить, боковой уклон тоже есть. И хочется остановиться и взглянуть на пройденные петли, и нельзя – ты катишь, на взлёте лучше не отдыхать, если не сдох совсем. Вверх! Уже два км до вершинки по расчету, уже один… Вот, вот… Вот опоры ЛЭП, они точно показывают перевал. Еще чуток… Взято! С этого места уже вниз. Байк набок, широкий шаг через него. Поворот и взгляд вокруг. Мир подо мной. Я – бог. Я на вершине этого мира.


Затем «богу» нужно попить, отлить и съесть сникерса. Сникерсы и марсы – это «наше всё». Каждый из нас брал по десятку больших двойных. Заточили один на двоих – энергии еще на десяточку. Как дизель или бенз :)


Вниз с Лошкалаха. В команде в этот раз не было бесстрашных. Спускались с этого и с последующих аккуратно. Не более 40 км/ч. (Они еще серпантинные все. С прямого спуска с Капрана в прошлом году я мочил все 80 км/ч)


Ночевка на реке Аян-Юрях. Докатили к ней. Она прекрасна. Спокойное достоинство в ширине берегов. В сорока километрах отсюда, приняв к своим водам Берелех и Кулу, она станет Колымой. День удался.


Пробег 80 км, середняк 16 км/ч, в педалях 5 часов.


13 августа, день второй.


Надо сказать, что я на этапе планирования очень сильно себе польстил. Прикидывал методом «два лаптя по карте, горок особых нет – середняк на участке 18». Реально со всех середняков надо было скидывать 2 км/ч. И на этот день я поставил 124 км, включая Кулинский перевал. Но уже по первому дню стало понятно, что столько не пройти. Решили немного сократить, остановившись на подступах к перевалу Кулу на реке Правый Итрикан.


А прямо перед нами был перевал Гаврюшка 1181 м. Всего 13 км до вершинки, свежие, взлетаем. Вершинка видна издалека. Склон наискосок прорезает дорога. Однако, есть и нежданная петля перед самым. Дорога отличная. Не знаю, какой мне больше понравился – Лошкалах или Гаврюшка. Хороши оба!


От спуска до речки Матрайбыт покрытие было похуже – гравия много, беспечно скатываться не удалось. Затем наладилось, и мы покатили по долине реки Кулу вверх по течению. До обеда предстоял очень длинный перегон – 55 км от вершины Гаврюшки до ручья Талгычан.


Облачно, но тепло, самая катательная погодка. В шортах и в куртке. Километры текут назад, в голове полное расслабление. Иногда усилие на педалях перестает замечаться. Как не замечаешь, например, усилий, которые нужны, чтобы держать голову. И тогда перестаешь связывать движение вперед с кручением педалей. Тебе кажется, что ты перемешиваешь воздух. Или утрамбовываешь его. Или толчешь, как виноград в бочке. А байк катит тебя вперед сам по себе. Лето, трасса, впереди есть вкусные перевалы, в рюкзаке полно еды. Счастье.


До Талгычана добрались уже после 16 часов. Обед хоть уложили в менее чем два часа, но… Потом начались какие-то жуткие торчки без сбросов. Река Нерючи, 19 часов. Река Кулу, 19-40. Величественная, красивая. Любовались с моста. Встретили двухколесного, но с мотором, собрата. Мне кажется, что мимо него пейзажи летят слишком быстро.


Тут мы совсем уже устали, было решено вставать на ночлег у первой же хорошей воды. Но ее не было, и докатить еще десятку до Итрикана волей-неволей пришлось, взяв первую часть набора к перевалу Кулу.


Пробег 107, середняк 14,6, в педалях 7-18.


14 августа, день третий.


Перевал Кулу особенный. Около 350 метров набора с места ночевки до вершинки сжаты в 11 км. Поэтому тягун к перевалу очень хороший. Взлет всего 2 км, но уклоны на нем, пожалуй, рекордные для дорог области. К первой седловине почти на грани заезжабельности. В общем, не так-то просто.


Тут я поменял тормозные колодки. У меня была только одна нормальная пара, до той поры разведенная по разным колесам. Теперь я поставил ее вперед, а сзади тормоза не осталось :) Ну, не успели новые тормоза приехать до похода.


Спуск, и начался самый убитый участок дороги на Теньке. РИМ возит откуда-то из под перевала песок к себе в огромных самосвалах в неимоверных количествах. Дорога до рудника убита ими напрочь. Благо, нам еще вниз надо было.


Под мелкий дождичек доползли до Омчака и свернули на рудник им. Матросова. Жизнь там кипит и бурлит. Грузовиков, как легковых на улице Ленина в час пик. Новые жилые корпуса, склады материалов, шеренги тяжелой техники. Огромные деньги. Биение золотого сердца Колымы. Наталка. Её золоту предстоит вести область к светлому будущему.


А мы там измазались в жидкой, пропитанной маслом и солярой грязи. Отправили своим контрольные СМС, в путь.


Поселок Гастелло, мертвый, поселок Транспортный, еще немного людей осталось. Обед на ручье Атас.


Здесь катим по долине реки Тенька вниз по течению. Катить легко. Трасса уже пришла в чувство. А речка мертва, конечно. Она перемыта вся и неоднократно. При слиянии с Нелькобой Тенька поворачивает от нас налево к матери Колыме. В 19-20 мы мосте через Нелькобу. Одноименный поселок мертв. Заночевали чуть дальше на безымянном ручье.


Пробег 111, середняк 15,2, в педалях 7-18.


15 августа, день четвертый.


На этот день планировалась радиалка на рудник Бутугычаг. Глеб там еще не был, а я побывал в 2008 году в рамках похода на оз. Джека Лондона.


Дорога на Бутугычаг начинается от ручья Террасовый, около пяти километров проезжаются в седле, и еще пятерку удобнее пройти пешком. Всё вместе успевается до обеда, если нет цели облазить там побольше. В принципе, планировался отдых, полудневка. Но мы не так уж устали, чтобы отдыхать, поэтому после рудника покатили дальше по трассе, нагнали и даже несколько перегнали первоначальный график. Остановились на ночлег за 20 км до Усть-Омчуга. Небольшой перевальчик в дороге попался. Катили в этот день на расслабоне, рекордов скорости не ставили.


Пробег 38 (плюс пешком километров 15), середняк 14,2, в педалях 2-40.


16 августа, день пятый.


Утром прокатили до Усть-Омчуга. В поселке нормально. И я приметил разницу с посещением пятилетней давности. Из глаз людей пропали настороженность и неприязнь. Сейчас смотрят или доброжелательно, или безразлично.


Купили вкусняшек, выпили пивка, отзвонились. Увы, я не нашел довольную редкую батарейку от беспроводного датчика велокомпа, поэтому пришлось далее обходиться без него.


Покатили дальше. Обед на ручье Геркулес. Красивое местечко нам досталось.


Дорога шла по долине реки Анманнандя вверх по течению. Ближе к ее истокам начались торчки, которые привели нас под конец дня на перевал 141 км. Перевал вполне себе достойный. И по наборам, и по петлям. Показался несколько мрачноватым, возможно, из-за близости к сумеркам и нашей усталости. Но собственное имя он заслуживает, надо бы озадачиться этим.


Расположились на ночлег на реке Букэсчен. С этого вечера резко похолодало. А я еще помылся там в луже, не снимая шлема :) забавно должно было выглядеть со стороны. Из-за дубака мы даже не победили вожделенный пузырь водки – сбежали в палатку, не допив.


Пробег 87, середняк 16, в педалях 5-23.


17 августа, день шестой.


Путешествие на озеро Солнечное было для меня столь же важным, как и само прохождение Теньки. На Солнечное есть дорога со 120 км Тенькинской трассы вдоль Букэсчена, с 80-ого – по Армани, с ветренской трассы с севера и, вроде бы, с Агатового, куда можно добраться с основной (заманчивая штука). По Букэсчену путь самый простой. На пути по Армани нужно форсировать реку Иганджу, которая, хоть и бывает мелка, но в августе взять ее пешком вброд вряд ли выйдет.


Мы решили и заходить на озеро, и выходить с него по Букэсчену. Несмотря на привлекательность кольцевого маршрута. Оптимизму добавлял отчет о путешествии мотокоманды в 2009 году. Они прошли там как по асфальту почти.


Но у нас всё было круче :) Дождик, в предыдущие дни капавший иногда и слегка, в этот день полил всерьез. Дорожка… Какая еще может быть дорожка в русле реки? Крупный галечник. Где-то можно ехать, хоть и с большим трудом, где-то нельзя. Первые 15 км такого ахтунга. Несколько раз приходится переходить русло туда-сюда.


Затем дорога карабкается на бочок сопочек, и там уже намного лучше. Я подозреваю, что она могла бы вызвать у меня восторги и радость. Лиственничные иголочки, грунт… Да, оно там есть. Но не в этот раз. Не под дождем, не мокрым снизу от перехода речки, не в холоде. И обносы непроезжабельных луж, слишком частые. А еще я в одну из них ловко убрался, поэтому сухого на мне осталось мало.


Пройдя 30 км из 50 км дистанции наскоро пообедали в разваленной избушке. На полноценный обед не хватает времени и холодно слишком.


Дорога пришла к тундре в долине реки Бахапчи. Или вернее называть это болотом. Рюкзаки перевесили за спину и пошли по едва заметной колее. Возможно, в сухую погоду там можно ездить. И даже на мотоцикле. Но в эти дни там утопла бы любая колесная техника.


Всего километров 4-5 примерно. Но скорость в болоте более двух никак не выходит. В середине течет Бахапча, берущая начало в самом Солнечном. Очень близко к истокам. Перешли без проблем. До середины бедра, течение среднее, ширины метров пятнадцать.
Дотопали через болото и вышли на хорошую каменистую дорогу ведущую к озеру с ветренского направления.


Тут снова можно было ехать. Уже на подходе мы свернули немного не туда, путь срезали, но пришлось тащить все по лесу километра полтора.


Вышли на кордон. Отличненько. Пройти за день удалось. Мы – молодцы.


Пробег около 50 км. По расстоянию большую часть, конечно, мы таки проехали, но по времени больше двигались пешком. В пути были больше 11 часов.


18 – 24 августа. На острове.


По плану предполагалось уйти с озера на следующий день после обеда, немного отдохнув. Тогда на путь обратно мы бы затратили 2 дня, что соответствовало графику, который имел тут развилку на реалистичный и оптимистичный варианты.


Но нет. Дождь-то не прекращался, а поливал вовсю. Мы вышли с кордона, попрощавшись со смотрителем Пашей, прокатили байки километров 5-6 по дороге под сопками. Ехать было невозможно из-за чрезмерного количества луж и ручьев. И уперлись в место, где по дороге, в том месте, где вчера мы ехали, бежала неплохая речка. Потыкались туда-сюда…


Стало понятно, что если тут так, то Бахапчу нам не перейти. Она нынче, должно быть, совсем не похожа на тот милый вчерашний ручеек. И более того, если как-то перескочить ее выйдет, то можно оказаться отрезанными впереди Букэсченом, а продолжающийся подъем не позволит вернуться. И это стало бы реально нехорошей ситуацией.


Что ж. Судьба велит нам вернуться и ждать спада воды.


Паша встретил нас с улыбкой. Потекли дня ожидания.


Само собой, все другие пути с озера были непроходимы тем более. И непроходимы для всех видов транспорта. Расклад был такой. Если дождь прекратится сегодня, то на третий день после мы сможем выскочить. Так мы думали и 18-ого, и 19-ого, и 20-ого…


А уровень воды в озере всё поднимался и поднимался. В какой-то момент Паша сказал, что видел такое только один раз, в другой момент, что видит такое впервые… Еще бы сантиметров 15, и баня бы поплыла в озеро…


Возможно, бичевать на озере – в чем-то увлекательное занятие. Да, у нас не было связи, телевизор не показывал каналы для взрослых. Но у нас были еда, дрова и курево.


Есть вполне романтичные моменты. Вечер, потрескивает печка, я в кресле, покуривая Приму, читаю воспоминания Троцкого о его встречах в эмиграции в Лондоне с Лениным, о работе в редакции «Искры»…


Или с утра истошным лаем будят собаки, у которых медведь пришел воровать еду.


Или ловля рыбы из потребности, так как, кроме круп, ничего особо и нет… Ну, и еще кое-что, о чем тут рассказывать не стоит. Конечно, мы не сидели без дела. Пайку свою отрабатывали. Но всё же… Ждать скучно.


Всё заканчивается, закончились и дожди. 22-его мы сходили на разведку, и решили, что послезавтра можно отправляться.


24 августа. День седьмой (ходовой).


Уровень озера не вернулся еще к той отметке, на которой мы прибыли, но снизился серьезно. Дорога по верху почти везде уже стала проезжабельной. И ручьи не выше колена. По тундре, конечно, было тяжеловато.


А вот и Бахапча. Мда… В том месте не перейти – выше пояса и очень сильное течение. Как мы ее форсировали… Я записывал впечатления каждого дня на диктофон, запись этого вечера прекрасно отражает, но, боюсь, если там запикать все выражения, то мало что останется для понимания. Ну, кто эту запись слышал, тот посмеялся :)


В общем, пошли искать брод выше по течению. Ну, как пошли? Рюк за спиной, велик тащишь. Кусты. Сплошные, выше роста. Нихрена не видно. Под ногами вода. Не просто там стоит себе и хлюпает. А течет. Не ручейком, а сплошь.


Процесс передвижения таков. Одной ногой встаешь на кочку, так, чтобы был не выше колена в воде. Отгибаешь куст впереди и встаешь на него другой ногой. Потом дергаешь байк вперед. Он не дергается. Тогда ты другой куст выпутываешь из педали, еще один – из переклюка, третий – из руля. И дергаешь снова. О, пошел родной. Теперь можно поискать, куда переставить первую ногу. Метр пути успешно пройден. :)


– Ну, что, куда дальше?
– Погоди, дай сначала встать, где ниже колена воды.


Нашли громадное бревно через поток. Сантиметров 20 воды поверх, скользкое, ниже него яма глубиной по самое «хватит». Перетащили байки. Но нет уверенности, что это было основное русло, а не одна из проток, которых уже перескочили много.


Бахапча внезапно начинает течь то в одну сторону, то в другую. Ни черта не понятно, ни черта не видно. Глеб влез на елку, с нее тоже не особо понятнее. Но раз мы на левом берегу, то, должно быть, мы на другой стороне. Еще вдоль. Ура. Вот и наш брод на дороге уже с другой стороны. Больше трех часов. По навигатору максимально отдалялись от брода на 360 метров. А еще иногда снег сверху сыпал :) Ну, и было всего градуса три тепла.


Пообедали. И в путь к избушке, которая стоит на середине пути, где намеревались ночевать. Дорога… Ехать-то можно в большей части. Но луж много, а местами просто вода по дороге на сотни метров. К избушке прибыли часов в 10 вечера. Светлого времени набрать дров для печки уже не хватило, только на ужин. Надо было в палатке тогда спать, раз без печки, было холодновато – ночью конкретный минус.


Пробег 25 км.


25 августа. День восьмой.


А тут уже было солнечно, впервые за походик. Бодро прокатили пятнашку, уютненько обедаем на дороге на Букэсчене – едет буханка. Милиция с Усть-Омчуга. Нас ищут :)


Кое-что об этом переполохе, закончившемся розыском и обретением, можно посмотреть тут.


Ребята нас подкинули километров на пять ближе к трассе, дальше мы докатили сами, Букэсчен особо не поднялся, все броды проходились легко.


Уже на трассе встретили Олега. Посмеялись, немного пополнили у него наши припасы и покатили вперед. Мысли о том, что более не надо быть мокрым, лезть в реки и в лужи, а байк теперь только будет везти тебя, а не наоборот, несказанно греют. И еды теперь в достатке. Кайф!


Ночевали на ручье Крутой. Там просто волшебное место. Уютный распадок. Елочки – прямые, высокие и стройные. И ковры ягеля под ногами. Сказка!


Пробег 42 км.


26 августа. День девятый.
В начале пути встречается еще один почти взрослый безымянный перевал на 87 км трассы. Оттуда спуск к Армани. Строят новый мост, он почти уже готов. Следы паводка на реке значительны. Спуска с того перевала не выдержал багажник. Выносную стоечку со стороны калипера срезало. В общем, я убедился, что этот Axiom – всё же не торт, под дисковый тормоз надо брать Topeak. Наскоро примотал проволокой и изолентой. На остаток пути хватило.


Докатили до Мадауна. Там еще живет около сотни народу. Есть столовка и пара магазинов. Выглядит поселок довольно мило. Какой-то спокойный, деревенский, старый и уютный.


И впереди перевал Гусакова. Прямо от Мадауна 24 км тягуна и 3 км взлета на перевал. Взлет не особо крутой. Тут на вершинке граница Тенькинского и Хасынского районов.


А мне стало грустно. Поход заканчивается. И я буду тосковать по трассам, по этому простору на перевалах, когда видишь дальние горы на много километров вокруг. По той страсти, которая ведет тебя вверх, туда далеко вверх, где ниточка дороги встречается с ниточкой ЛЭП на вершине. По тому чувству гордости, с которым ты смотришь с покоренного перевала вниз. Эти елочки, речки, ночевки под шум воды, тепло костра…


Заночевали на Нелкандже, недалеко от моста, в красивом месте, на утесе.


Пробег 86, середняк 16,9, в педалях 05-05.


27 августа. День десятый (ходовой), семнадцатый (в целом).


И еще один мини-перевал. И вниз-вниз к Палатке, к основной. На столбиках последние километры Теньки: 470, 471, 472…


На Палатке расслабились вкусными беляшами из пекарни с пивом. И последние 80 км асфальта, домой.


В 17-30 расстались с Глебом на оленях. Финиш.


Пробег 108, середняк 19, в педалях 05-42.
Общий пробег ~ 750 км.


Итоги.
Маршрут пройден успешно, всё запланированное выполнено, в сроки не уложились по форс-мажорным обстоятельствам. Усть-Омчуг так вообще затопило. Насколько мне известно, маршрут на Солнечное и обратно – это первопроход на вело. А некоторые говорили, что не пройдем :)


Техника (оба были на Stark-ах) показала себя нормально. Кроме багажника, было лишь несколько проколов, да Глеб покрышку сменил в дороге.
Спальник NorthFace Cat's Meow легкий минус держит (во всей одежде :). Харрикейны – отлично. Я думаю, всем есть смысл у нас катать на полуслике в качестве основной резины. Скажем, я всегда накатом Глеба опережал, часть, конечно, дали втулки, которые у меня крутились получше, но резина рулит. Газовая печка пригодилась. Баллона хватило на два обеда, при экономии хватило бы больше. Батарейки в велокомпе надо было мне перед выездом поменять, пропустил этот момент. Готовил тушенку сам по известному рецепту. Отлично вышло. Паковал в пластиковые 500-мл баночки-контейнеры. Всего 6 банок. Полбанки в кашу на ужин и четверть в суп на обед. Более чем достаточно. Эквивалент примерно 16 банок покупной. Ничего не испортилось, только одна баночка треснула (нежные слишком) и по трещине слегка того, но съели, нормально.


Остается нерешенный вопрос: что надевать для аквабайкинга? Видятся какие-то длинные неопреновые чулки, на которые можно надеть контактные велотуфли... Что-то подобное бывает?


Бюджет на авиабилеты, продукты с собой и в дороге составил тысяч 8-9. А у Глеба и еще меньше за счет льготы.


Понравилось! Я счастлив. Всем рекомендую!


 
  1. Эх, знакомые места.

    Самолет на Сусуман, я так понимаю, с утра летит? Т.к. успели до Аян-Юряха засветло.

    ЗЫ. Бэкслеши вроде починил, пора сервак апгрейдить...
  2. в 9.30 вылет был, в 12 уже распаковывались=)
    • Гость | 10.37.56.172
    • 04.09.2013 04:24
  3. Быстро. По людоедской трассе на маршрутке целый день уходит и выматывает больше чем такой же день в педалях.

    Но ценник на авиабилет конечно все ж высоковат (сколько кстати, тыщ 7?)
  4. четыре с копейками, а для молодежи две с половиной.
  5. Это чего ж ты на пятеру из еды набрал? Пару флаконов курвуазье? :-)
  6. ну, почти. 1,5 – на общак, 2 – на личку, еще магазины по дороге...





Пожалуйста, введите слово, которое вы видите на картинкеОбновить картинку