Посвятил сегодняшний вечер ревизии передней втулки.
Походу пришлось изготовить специальный ключ для откручивания соответствующих гаек.
Сделал несколько выводов.
1. Оптимальное место для обслуживания втулки – гараж.
2. В домашних условиях самое сложное – подобрать моющее средство, по силе действия эквивалентное или превосходящее соляру и керосин, поскольку современную качественную водостойкую смазку тяжело вымыть даже кипятком (я ставил эксперименты с закипевшим чайником) и лошадинными дозами фейри. Соляра и керосин в домашних условиях неюзабельны, ибо, пардон, смердят, что приводит в исступление жен (блаженны одиноко живущие холостяки!).
Если по первому вопросу полная безнадега, то по второму есть где копать.
Задача простая: найти упомянутое чудо-средство, радикально смывающее смазку, как минимум без запаха (максимум – благоухающее фиалками). Использовать для этих целей водку не пробовал, но возможно попробую. Искать буду в интернет.
Может кто уже владеет формулой волшебного эликсира, или есть блестящие идеи?


Необходимые исследования провел.
Вывод. Невонючего средства нет. Поэтому домушникам (обслуживающим байк на дому) следует проследовать :) в хоз.маг, где отнюхать энное количество растворителей, выбрав наименее вонючий. Керосин, который там продается, самый вонючий. Остается Уайт-спирит (о котором отзывы не шибко), и прочее подобное. Я остановил свой выбор на патентованом изделии "Растворитель 651".

Вспомнил — хорошо отмывает старую смазку аэрозольное средство ABRO с тефлоном (оно типа WD-40,возможно и WD-40 подойдет). Имеет слабый и довольно даже приятный сладковатый запах. И трубочкой можно подать струю туда куда надо. Кроме того, исключается всякая возня с водой и фейри, и опасность того, что вода останется в узле. 250мл, цена летом была 120р. Фотка баллона:

Wenger X?


В общем и целом алгоритм ухода за втулкой, учитывая специфику домушников, таков:
Понадобится:
– Фейри, растворитель, смазка;
– Небольшая среднеглубокая емкость (юзаю кастрюлю, диаметром сантиметров в 30) металлическая баночка (из под кофе или подобного);
– Зубная щетка, губка для мытья посуды;
– Ключ семейный, ключ разводной, пинцет (желательно – с изогнутыми кончиками).
– Если разбирать будем втулку заднего колеса, то еще понадобится инструмент чтобы снять кассету и трещотку.
Все что нужно на фото (кроме шестигранника на десять, ну да его каждый видел):

Шестигранник на 10 нужен, чтобы снять фрихаб со втулки — но если не стоит задачи перебирать этот фрихаб — откручивать его со втулки не имеет смысла.


Приступаем.
1. Готовим плацдарм — подстилаем газетку, обширную тряпку под колесо, которое будем курочить.
2. Снимаем эксцентрик, откручиваем гайку на одном из концов втулки, все гайки помещаем в металлическую баночку. Если втулка с резиновыми пыльниками — снимаем их тоже, и убираем в сторонку. Резиновые детали вроде пыльников и покрышки колеса нужно оберегать от действия растворителя.
3. Осторожно вынимаем из втулки полую металлическую ось, с которой открутили гайки. Осторожно потому, что возможно выпадение шариков насыпных подшипников, которые нельзя утерять. При густой смазке шарики могут прилипать к конусам оси, либо оставаться в канавках корпуса втулки, либо закатываться в его середину. Ось осматриваем на предмет прилипших шариков, и очистив от оных, кладем в кастрюлю. Найденные шарики помещаем в металлическую баночку. Обращаем внимание, что на оси два конуса — один из них мы открутили, а второй законтрен наглухо. Запоминаем, с какой стороны колеса был "глухой" конус — впоследствии желательно собрать все точно так же.
4. Вооружаемся пинцетом и начинаем вынимать шарики из втулки, помещая их в металлическую баночку. Вынув последний видимый шарик, тщательно (насколько возможно) осматриваем внутренность втулки, после чего подсчитываем число извлеченных шариков (их дожно быть четное количество. На большинстве насыпных втулок Шимано спереди 20 небольших шариков, сзади 18 шариков покрупнее). Если количество шариков свидетельствует о том, что ни один не утерян, переходим к п. 5. Если подозреваем что утерян – предпринимаем меры для исчезновения подозрений (ищем, ищем, еще раз ищем).


Нужно снять кассету и трещотку, если речь идет о втулке заднего колеса.

5. Кладем колесо на кастрюлю (спицами на края кастрюли, чтобы втулка находилась по центру емкости). См. фото:

Берем зубную щетку. Зубная щетка должна быть заранее слегка подточена по бокам,чтобы впритирку проходила втулку насквозь. Поливая зубную щетку и внутренность втулки растворителем, осуществляем вращение щетки, вымывая из втулки старую смазку. Лежащая на дне кастрюли ось с конусами (см. п. 3) при этом обильно орошается растворителем, прошедшим сквозь втулку. Зубной щеткой орудуем до полного просветления, периодически переворачивая колесо, после чего отмываем этой щеткой ось.
6. Наливаем немножко растворителя в металлическую баночку, и начинаем ее крутить в руках, чтобы шарики и шайбы активно взаимодействовали с растворителем. Банку крутим до полного просветления. По достижению полного просветления сливаем в кастрюлю отстой из банки, проследив чтобы оттуда не "слились" шарики и шайбы с гайками. В свою очередь отстой из кастрюли сливаем еще куда-нить (можно в унитаз, можно в какую-нить стеклянную банку для последующего вторичного использования в будущем).
7. Передислоцируемся в ванную: переносим туда колесо, и водружаем его на раковину. См. фото:

Снимаем с душа распылитель, чтобы получить струю воды. Поливая щетку фейри, начинаем очищать втулку от растворителя, периодически переворачивая колесо. Венчаем процесс долгой промывкой внутренности струей горячей воды из шланга от душа. Покончив с очисткой, убираем обод в исходное помещение.
8. Наливаем в металлическую баночку фейри, и разбавляем очень горячей водой, после чего начинаем крутить банку. Пару раз меняем воду и фейри. Крутим до достижения необходимой чистоты. Там же зубной щеткой и фейри отмываем ось (см. п. 3) от растворителя. Ополаскиваем баночку, уносим в исходное помещение вместе с осью.
9. Ждем полного высыхания деталей и втулки.
10. Цепляем пинцетом шарик, окунаем его в смазку, и закладываем в канавку во втулке (вот для чего нужны изогнутые концы пинцета). Укладываем таким образом все шарики, следим чтобы они ровно легли в канавку. Вариант — отверткой наложить литола в канавки втулки, и уложить туда пинцетом сухие чистые шарики — они будут приклеиваться и никуда не укатятся. Про должной сноровке это можно делать намагниченной отверткой.
11. Берем ось (см. п.3), и аккуратно просовываем ее сквозь втулку с правильной стороны, внимательно следя, чтобы не выдавить ею какой-нить шарик.
12. Ставим конус, шайбы в той же последовательности, в которой они стояли и закручиваем гайки. ВНИМАНИЕ! особое внимание и осторожность, чтобы не перетянуть (недотянуть) гайки. Критерий — легкость хода и одновременно полное отсутствие люфта. Тут есть тонкость: на самом деле можно оставить едва ощутимый люфт — он скомпенсируется тяжением штока эксцентрикового замка при установке колеса на байк, и теоретически байк будет катить на полпроцента лучше :) Контрить гайки "со всей дури" не нужно — может "уплыть" настройка конусов; собранная втулка, зажатая эксцентриком на байке, и так никуда не денется.
13. Если были — ставим на место пыльники, смазав их изнутри консистентной смазкой, чтобы у воды было меньше шансов попасть внутрь. Кроме того, можно положить немного той же смазки в лабиринтные уплонения (если таковые есть во втулке) с той же целью.
14. Несем собранное колесо в ванну, и тщательно протираем губкой для мытья посуды (с фейри) тормозной диск и/или обод колеса.
15. Все.


 


  1. Под вторым ты никак имеешь в виду развод? Чтобы стать блаженным одиноко живущим холостяком? :)
    Радикально!
  2. Ничего совсем непахнущего для смывки смазки я не знаю. Есть относительно слабопахнущий уайтспирит и бензины зажигалочные высокой очистки. Еще есть средства реактивные для мытья замасленных рук — возможно, они хорошо разлагают смазку. Однако их надо очень тщательно удалять потом, а то они за свежую смазку того и гляди примутся :)

    Вариант — большое количество сухой ветоши. Немножко грязной смазки останется в труднодоступных местах, конечно, но все же лучше чем ничего.
  3. Временно пребываю холостующим :) Жена в отьезде на 20 деньков, так что запах от моющих средств типа керосин не проблема. Думаю вот самое время взяться за байки. Эх... тока вот кто-бы меня пнул на это дело...
  4. О, надо будет у тебя собраться :)
    Заодно пнем :)
  5. оф топ:
    Читал неоднократно, что байк надо хранить "подвешанным к стене". Это что так серьезно?
    Я вот переключатели-херучатели, кассету-херустему тряпочкой обмасленной обмотал...колеса-херолеса снял на полку закинул, раму-херуламу в угол поставил, в кладовке. Сижу-думаю...А все ли я правильно сделал-хероделал? :)
    • AleF
    • 09.12.2006 09:58

  6. Так как при хранении колеса рекомендуется спускать, на морозе покрышки типа могут "запомнить" расплющенную форму... Хотя лично я в это не верю — если резина качественная и мороз не -60С. Остальные элементы байка понятия не имеют, на стене они висят или стоят на полу :) Если же байк дома в тепле — чего ему будет?

    Промасленные тряпочки — ну в общем могут пригодиться, вдруг ты уедешь куда-нибудь лет на 20-30. Приедешь, а байк все как новый :)

    А некоторые вообще зимой ездят, вместо консервации :)
  7. Петр, мне кажется что у тебя проблемы с хранением быть не должно, ибо байк вполне может находиться дома. Я бы поставил его в кладовку на седло и руль, колеса бы оставил слегка накачанными. И все.
    Ну и считаю, что тебе следует купить шипованную резину, и ездить зимой (напр. на работу) :)
  8. "на стене подвешенным" – скорее всего, это пережиток времен, когда хранили велосипеды в коммуналках и подвалах. :-)
    Коммуналка – на стене он никому не мешает, площадь не занимает, а эстетически это никого не трогало.
    Подвал – что бы не попал в зону весеннего затопления, и что бы крысы не пообгрызали вкусняшки с него.
    :-)
    Кстати, мороз весьм вреден для многих РТИ, помимо покрышек: резиновые лодки, сапоги и т.д. – в минусе хранить не рекомендуется.

    Павел.
    • Гость
    • 09.12.2006 23:41
  9. Представляю какое это горе, если крысы сожрут сальники на амо-вилке за штуку баксов, обглодают ролики на переключателе XTR и закусят каким-нить седлом дорогущим типа Selle Italia :) Однозначно — байк вешать на стену, которую густо намазать солидолом — чтоб не залезли!!
  10. ...такую "заманиху" они оценят, присосутся и залИзут. :-)
    Регулярно обнаруживаю изглоданную изоляцию.... Зачем они п/этилен жрут?!
    • Гость
    • 10.12.2006 23:16
  11. они жрут всё что видят....в том числе битом, и стекло – при всё желании могут...
    насчот подвешивания..... я давно этой идеей загорелся, ато байк в каридоре стоит мешается... вот я незнаю, к потолку его лучше – или к стенке (с вывернутым рулём) ...вот на стенке красиво будет смотрется....если его повесить в позе "на казла" ... а вот если на паталок цеплять.... то получится уже как в гараже... и по этому мне интересно, ктонить сам шиповал резину ?? =))
    • NeoN
    • 11.12.2006 08:49
  12. На стену — снять переднее колесо и педали, повернуть руль — будет очень мало места занимать, но такой способ годится только для относительно длительного хранения. На потолок на 3х петлях — удобно хранить постоянно, и обслуживать, но места занимает гораздо больше...
  13. ...снимать нечо ненада. ослабить затяжку руля, развернуть его......и одну педать прикрутить вовнутырь...и всё, и места мало занимает и красиво =)
    • NeoN
    • 11.12.2006 11:55
  14. Действительно, можно вынос ослабить и крутить руль как хочешь :)

    А педаль надо и вторую снимать, чтоб не цепляться за нее, проходя мимо.
  15. так нада же вешать не возле прохода =)
    у меня вот стоит в комнате диван, над ним флаг магадана.... вот думаю на заместо флага его повесить.... и смотрется будет, и не мешатся...а флаг в любое другое место можно повесить
    • NeoN
    • 11.12.2006 17:21





Пожалуйста, введите слово, которое вы видите на картинкеОбновить картинку