Немного о титане и о титане в велостроении
... И вот, наконец, в 1925 году голландские ученые ван Аркель и де Бур разложением четыреххлористого титана на раскаленной вольфрамовой проволоке получили титан очень высокой чистоты. Вот тогда-то оказалось, что утверждение Хантера о хрупкости титана не выдерживает никакой критики, поскольку металл, полученный ван Аркелем и де Буром, обладал очень высокой пластичностью: его можно было ковать на холоде, как железо, прокатывать в листы, ленту, проволоку и даже тончайшую фольгу.
Теперь гордое имя, которое носил элемент, никому уже не казалось, как прежде, ироническим — перед ним открылась широкая дорога в мир техники.
Словно в благодарность за освобождение из плена примесей, титан начал изумлять ученых своими чудесными свойствами. Выяснилось, например, что титан, который почти вдвое легче железа, оказался прочнее многих сталей.
По удельной прочности титан не имеет соперников среди промышленных металлов. Даже такой металл, как алюминий, уступил ряд позиций титану, который всего в полтора раза тяжелее алюминия, но зато в шесть раз прочнее. И что особенно важно, титан сохраняет свою прочность при высоких температурах (до 500°С, а при добавке легирующих элементов — до 650°С), в то время как прочность большинства алюминиевых сплавов резко падает уже при 300°С.
Титан — очень твердый металл: он в 12 раз тверже алюминия, в 4 раза — железа и меди. Чем выше предел текучести металла, тем лучше детали из него сопротивляются эксплуатационным нагрузкам, тем дольше они сохраняют свои формы и размеры. Предел текучести титана в 18 раз выше, чем у алюминия, и в 2,5 раза — чем у железа...
... К титану с почтением относятся конструкторы не только небесного оборудования. Одна иностранная фирма, например, изготовляет из него велосипедные рамы: такая рама весит чуть больше килограмма, а вес всего велосипеда при этом — менее 7 килограммов!.. (Здесь речь, скорее всего, идет о шоссейных велосипедах Litespeed Ghisalo, серийные титановые рамы средней ростовки которых весят около 900 граммов — WengerX).
Источник: статья "О титане — история открытия, свойства, интересные факты".
...поперечная мягкость титановых рам не мешает их прекрасным ходовым качествам в гору. Такая рама — превосходная пружина. Прогибаясь при рывках, она возвращает большую часть энергии в конце рабочего хода. Тяга становится более эластичной. Когда при педалировании титановый велосипед утыкается в микронеровности, то проявляется эффект буфера и катить получается даже легче чем на жестких рамах... Вертикальная мягкость – одно из главных достоинств титановых велосипедов. При длительных поездках на них гораздо меньше устаёшь от вибрации, чем на алюминиевых. Это особо оценено туристами...
... На ресурс всех рам, прежде всего карбоновых и алюминиевых, влияют приобретённые поверхностные дефекты (царапины). Надо отметить, что титан самый твёрдый из всех велосипедных материалов. Он значительно больше других сопротивляется вдавливанию и царапанью. Именно поэтому его трудно обрабатывать на станках. Он совершенно не подвержен коррозии. Не боится даже таких агрессивных сред, как морская вода, кислоты. Не требуется никакой внешней защиты рам. Окраска применяется очень редко в декоративных целях. Рамы не несут до сотни грамм краски и лака, не прибавляющих им прочности и жесткости. Не приходится волноваться за сколы, вмятины и царапины при падениях и неаккуратной транспортировке. Обычно, поверхность рам полируют или обрабатывают щётками и потоком твёрдых частиц в благородно-неброский матовый цвет «титан». Отсутствие попугаичьих мотивов и рекламных надписей делает велосипед менее привлекательным для уличных зевак и воров. Титан может быть анодирован с красителем практически любого цвета, но это, по мнению некоторых производителей, равносильно разрыхлению и насыщению поверхностного слоя кислородом с отрицательным эффектом на прочность рам. При особом желании, полированную раму можно «позолотить» нитридом титана...
... За границей, из-за на порядок больших тарифов на электроэнегию, титан очень дорог. Наличие даже отдельных деталей из него увеличивало цену изделий в пару раз. Этот материал не ширпотреб. Позволить себе его могут только обеспеченные ценители...
(Ссылка на источник, много всякого)
Ролик о прочности титана в сравнении с алюминием и карбоном
...
Что лично меня особенно привлекает в титане — это его пружинистость, от которой многие не знают, как избавиться... С точки зрения амортизации, есть две концепции — одна — "титановая" — весь вел, как пружина. Другая — алюминиевая — она породила двухподвесы — максимально жесткая рама (она очень приемиста, удачна для гонок — на время, но "в быту" вредит здоровью, особенно спине, и вообще утомляет при длительном использовании)... Двухподвес — это жесткие элементы, скрепленные тщательно спроектированными амортизаторами — но о недостатках различных систем уже горы письмен наворочены. С этой точки зрения, титан гораздо лаконичней...
...по моему мнению, для спорта он неудачен — неприемист, выскочить из-за спины конкурента, отсидевшись на колесе, да еще против ветра — на нем значительно сложнее, чем на алюминии или карбоне. Поэтому в среде шоссейников отношение к нему смешанное. Добрать в горку в кросс-кантри, если не взлетел с разгона, на нем опять-таки тяжело. Но... он ме-едленно вползет сам. Вообще, он рассчитан на вечность — он "мало подвергается", до него туго доходит — как твой пинок, который его не разгоняет, так и порыв ветра, который его не останавливает...... Он позволяет иметь большее давление в шинах — иногда это здорово помогает на длительных перегонах по шоссе. Вообще его стихия — это туризм в непредсказуемых условиях (выделено мной. — WengerX), это велосипед для индивидуалиста, а любовь к нему — вопрос темперамента...... Он популярен в среде бывших гонцов, которым жилы рвать надоело, а с великом расстаться не могут. Особая прелесть титана в том,что вид у него неброский, соответственно его неохотно крадут — из современных велосипедов в этом смысле он не имеет конкурентов...
Источник