Ремонт проколов в пути
В один прекрасный момент с каждым байкером неминуемо происходит ЭТО. Чудесное ощущение плавной и почти бесшумной езды внезапно прерывается мерзким "шшшшшш", и колесо садится на обод. Прокол! Ехать дальше на спущенном колесе трудно, да и нельзя, потому что покрышка и камера могут прийти в полную негодность, кроме того, могут повредиться и стенки обода.
Поэтому прокол надо немедленно отремонтировать. Цивилизованных способов мне известно целых два — первый это заменить камеру в сборе, второй — вынуть камеру, заклеить и установить обратно (всякие новшества вроде бескамерных колес здесь не рассматриваются). У обоих способов есть немало общих моментов, которые мы и рассмотрим по порядку очередности.
Для того, чтобы было удобно снять колесо, байк нужно перевернуть. Перевернутый байк устойчиво стоит на трех точках — седле и концах руля. Если на руле есть рога, то байк устойчиво стоит на седле и концах рогов. Новый байк стоит попробовать перевернуть сразу после покупки, не дожидаясь появления проколов, на какой-нибудь мягкой поверхности, чтобы убедиться, что при переворачивании не повредятся нежные предметы вроде стеклышек манеток на руле. Если выяснится, что такое повреждение возможно — стоит принять меры, например повернуть или сместить манетки, или повернуть сам руль, или (что конечно лучше всего) установить на руль рога.
По тому, как байкер переворачивает свой байк перед ремонтом проколов, можно много сказать о его сообразительности. Если мы видим, что несчастный судорожно цепляется за грязные обода колес, которые так и норовят провернуться и зажать руки между спицами и перьями рамы, и в итоге байк складывается по рулевой колонке и падает в лужу — мы понимаем, что инструкций этот байкер не читал.
Как же правильно перевернуть байк? Настоящие асы делают это следующим образом. Встав справа от байка лицом к нему, перегибаются через седло или раму и крепко (но не сильно — не пытаясь раздавить) берутся левой рукой за ту трубу, которая идет от седла к оси заднего колеса, а правой — за ту трубу, которая идет от руля к оси переднего колеса. Эти трубы называются "перья". При этом ноги устойчиво стоят на ширине плеч, а большие пальцы рук должны быть внизу. Далее следует энергичное выпрямление корпуса с переворотом байка, и легкий присед. Все, байк стоит вверх колесами. Для чистюль и любителей порядка — под седло можно было заранее положить газетку, или надеть на него полиэтиленовый пакет.
Если велосипед оборудован ободными тормозами, их нужно расстегнуть на соответствующем колесе, пока велосипед стоит как ему положено, колесами на земле — потому что потом, когда он будет перевернут, расстегивать их, стоя на корточках, будет совсем не так удобно. Возможно, придется ослабить тормозной тросик, а иногда и колодки (это чаще всего бывает сзади — если просвет в раме узкий, а резина стоит широкая).
Далее, с байка необходимо снять колесо. Здесь нет никаких особенных премудростей — откинув лапку эксцентрика, ослабляем его гайку. Вынимаем колесо из дропаутов.
После этого снимаем с обода один борт покрышки. Если покрышка на металлическом корде и обод узкий, то вряд ли удастся обойтись без пользуясь специальных монтажных лопаток. А с ободов пошире мягкая покрышка на кевларовом корде снимается и пальцами. Никогда не пользуйтесь вместо монтажек отвертками и другими, даже не острыми, металлическими предметами! После того, как по всей окружности колеса один борт покрышки снят, аккуратно через образовавшуюся щель вынимаем камеру, предварительно свинтив гайку с ее соска. Покрышку тоже снимаем с обода полностью (при этом хорошо пометить точное ее положение относительно обода) и тщательно осматриваем и ощупываем на предмет оставшихся инородных тел, которые привели к проколу камеры. Лучше всего в перчатках провести пальцами по всей полости покрышки — так легко нащупать даже малейшую неровность. В тяжелых случаях можно сориентироваться по месту прокола камеры, которую надо накачать и поглядеть/послушать, где же травит воздух. Также нужно осмотреть обод с внутренней стороны, обратив особое внимание на целость ободной ленты и отсутствие инородных предметов.
В этом месте дальнейшие действия зависят от того, будете вы заклеивать камеру на месте или же поставите запасную.
Предположим, что есть запасная камера. Снятую ранее покрышку надеваем одним бортом на обод (если покрышка с направленным рисунком, то с учетом направления). Аккуратно, начав с соска, вкладываем камеру и расправляем ее в покрышке (можно слегка накачать ее, чтобы только начала надуваться — это нужно для того, чтобы камера гарантированно не пошла складками при накачке). Очень не рекомендуется каким-либо образом избавляться от талька, который нанесен на камеру — он служит для той же цели, облегчать расправление камеры в покрышке колеса. Далее заправляем второй борт покрышки в обод.
Теперь нужно еще немного накачать камеру и тщательно промять всю покрышку руками, укладывая камеру и борта покрышки на место. Особое внимание нужно обратить на район соска — если заметно, что покрышка в этом месте не полностью села на обод, значит, ей мешает вклеенная в камеру широкая часть соска. Сосок нужно вдавить в покрышку по направлению от центра колеса, в то же время вправляя борта покрышки в обод.
После этого можно затягивать гайку на соске и накачивать колесо до правильного давления.
to be continued
Если у байкера нет средств для ремонта прокола — ему придется, разгрузив байк, вести его рядом до самого дома или вызывать на подмогу транспорт.